Разделы

Авторы

Теги

Ещё
Статьи

В соавторстве с Казимиром Алмазовым.

У слова «vision» множество переводов, в том числе «видение» и «проницательность». Пожалуй, эти значения наиболее точно отражают историю серии Vision. Первой была модель , появившаяся в сезоне 2000 года. Юки Ито разработал ее специально для профессиональных соревнований в США — B.A.S.S. Bass Master Classic. К тому времени некоторые приманки Megabass уже были известны в США, но отводилась очень важная роль: стать визитной карточкой компании Megabass USA и доказать, что японский взгляд на ловлю большеротого окуня (басса) заслуживает уважительного внимания всех, включая родоначальников спортивной ловли этой рыбы. Успех был феноменальным и эхом вернулся в Японию. И тут Юкки Ито сделал новый ход: — модель, успокоившая гордость японских рыболовов. Ведь на этот раз Юки создал воблер для Японии, точнее для ловли в реках западной части страны и озера Бива. И если Oneten — это «один-десять», то есть указание на длину в 110 мм, то Q-Go — это «девять-пять», но уже по-японски. Таким образом, одна серия объединила рыболовов по обе стороны океана. А когда добавилась следующая модель, (Miyabi в переводе с японского «красота»), которая даже внешне была совершенно непохожа на предыдущие «американские» и «японские» модели, все окончательно поняли, что серия Vision задумана Юки не просто как семейство однотипных воблеров, а как иллюстрация его собственного видения эволюции приманок. Кстати говоря, поклонники Megabass, возможно, помнят, что все три модели имели логотип Ito Engineering, который указывает, что Юки Ито в прямом смысле собственноручно доводил их до полного совершенства.

История подтвердила проницательность создателя Vision. Второе десятилетие серия живет, сохраняя «корни» и давая новые «побеги» в различных направлениях: плавучести (), рабочей глубине (), внутренней конструкции и балансировке (), форме и конструкции заглубляющей лопасти (Oneten Square Bill и Oneten FX) и размерам ( и Oneten Junior). «Один-Десять» (Oneten) — уже не указатель длины, это имя нарицательное, определяющее многогранность концепции, которая была предопределена в 2000 году первым .

Шаг за шагом мы расскажем обо всех членах этой большой семьи. В сегодняшнем выпуске речь пойдет о и .

(длина 95 мм, масса 10,5 г)

Внешняя форма воблера и конфигурация лопасти дают некоторое представление об ожидаемой игре. Однако для полной картины нужно знать, что находится у приманки внутри. Чтобы разобраться в «начинке» любого воблера, сверхзнания не нужны, достаточно желания осмыслить общие принципы и функциональное назначение внутренней конструкции, и вы поймете, когда и почему воблер ведет себя так, а не иначе и, следовательно, у вас будет больше возможностей им управлять. У в нижней части установлены металлические грузы-балансиры, причем видно, что расположены они максимально низко. Для этого стенки воблера сделаны тонкими — это увеличивает внутреннее пространство и расширяет возможности по локализации огрузки. А чтобы тонкие стенки оставались прочными, используется очень качественный пластик. С той же целью сохранения внутреннего пространства грузы постарались уменьшить в размерах, — сделали их из вольфрама — металла с очень большим удельным весом. Вольфрам — металл дорогой, но в случае с такой высококачественной приманкой, как , его применение оправдано.

Рассмотрим расположение балансиров. Первый — небольшой — установлен в передней части тела, непосредственно перед местом крепления петли для брюшного тройника. Сразу за петлей располагается длинный металлический вал. Он круглого сечения, длиной от этой петли до хвоста воблера. Эта конструкция получила название Shaft Balancer System и запатентована, как и многие другие технические решения Megabass. Такая внутренняя конструкция определяет врожденную способность совершать при проводке повороты вправо-влево относительно своей оси (rolling). Движениями подобного рода обладают многие воблеры, но у четко определена ось этих колебательных движений: она соответствует массивному внутреннему валу. Поскольку, как мы уже говорили, грузы расположены максимально низко, то верхняя часть воблера полая и легкая, и из-за этого остаточные колебания во время остановки длятся максимально долго по сравнению со всеми другими воблерами, имеющими похожие свойства. После любого рывка или плавной подмотки лески воблер начинает «роллинговать» немедленно. В данном случае это не просто обещание. Мы рассмотрели конструкцию и теперь понимаем, что иначе и быть не может.

Совокупное влияние массы, рассредоточенной в теле воблера, и выталкивающей силы обеспечивает характерное положение в воде (в свободном состоянии): хвостовая часть находится несколько ниже головы.

С поводком из гитарной струны длиной 10—12 см воблер очень медленно тонет. Но на практике правильнее будет ориентироваться на свойства данного воблера как суспендера, потому что плавающая составляющая плетеной (PE) или монофильной лески на дистанции заброса компенсирует незначительное погружение приманки. Стоит также иметь в виду, что у нет ни шумовых камер, ни полуподвижных шаров, поэтому воблер может «подкрасться» к хищнику совершенно беззвучно. Это качество особенно ценно в безветренные тихие утренние и вечерние часы, когда щука насторожена и боится шума. К слову, сейчас в стадии разработки находится плавающая версия . Инициатива ее создания принадлежит . Предполагается, что в этой модели передний балансир будет состоять из двух «шевелящихся» металлических шаров, создающих привлекательный «шорох».

Итак, мы рассмотрели и поняли, что его игра создаётся рядом параметров, а именно: внешней формой, включая расположение и конфигурацию лопасти, специфическим положением в воде, хрупким балансом «суспендер — медленно-тонущий» и системой внутреннего баланса. Вооружившись такими знаниями, вы можете раскрыть уникальные особенности игры этого воблера. Например, если делать короткую серию из одиночных и сдвоенных рывков с паузами, то среди рыскающих движений будет момент, когда воблер плавно уходит в сторону и немного вверх, затем, подрагивая, останавливается и плавно сдает назад и вниз. Если поблизости находится хищник, он часто атакует именно в этот момент. Рассмотрим подробнее несколько гарантированно надежных способов проводки .

Сверхплавный твичинг

Этот прием представляет собой короткую энергичную потяжку, за которой следует пауза с ослаблением лески. Особое внимание стоит уделить технике выполнения самой потяжки: выбираем образовавшуюся слабину лески и сразу же, стараясь действовать максимально плавно, начинаем новую потяжку. В зависимости от личных предпочтений или условий ловли это можно делать или вершиной удилища, или с помощью катушки, главное, чтобы движение было очень плавным, а приманка перемещалась на расстояние, равное ее двойной или тройной длине. В нашем случае это 20—30 см, не более. При таких манипуляциях на каждом втором или третьем цикле после ослабления лески возникает момент, когда воблер на доли секунды замирает, повернувшись боком вверх. Затем масса балансиров выравнивает воблер и он, покачиваясь, занимает свое стандартное положение (хвост чуть ниже головы). Но часто балансиры даже не успевают выровнять приманку, как она уже оказывается в пасти хищника.

Хаотичный твичинг

При хаотичном твичинге каждое последующее движение должно отличаться от предыдущего.

Проводим воблер как можно разнообразней, как подсказывает фантазия: можно сделать несколько рывков (потвичить), потом выполнить плавную потяжку, затем сильный рывок, а после короткой паузы чуть-чуть пошевелить воблер. В общем, каждое последующее движение должно отличаться от предыдущего. при этом рыскает, причем каждый раз по-новому, полностью демонстрируя свои возможности за короткий период времени. И среди этого разнообразия он сделает именно то движение, которое все-таки спровоцирует хищника. Поэтому при хаотичном твичинге вы всегда должны быть готовы к немедленной подсечке.

Легкий твичинг с длительными паузами

Этот способ полезен, когда хищник по разным причинам пребывает в пассивном состоянии. Он выручает по холодной воде, при ловле весенней преднерестовой щуки или на рыбалке поздней осенью.

Делаем одиночный легкий рывочек, затем выдерживаем паузу, потом опять рывочек и пауза. Периодически вместо рывка пробуйте просто чуть-чуть сдвинуть воблер с места. Во время таких манипуляций из своего стандартного положения (когда он находится под небольшим углом к горизонтали), слегка приподняв голову, устремляется немного вперед, выравнивая хвостовую часть, а затем на паузе снова «приседает» — этакий ленивый «Ванька-встанька». Напомним, что сила рывка должна быть минимальной. Следует также потренироваться сдвигать воблер так аккуратно, чтобы заложенные движения rolling при этом не успевали проявляться. Чередуя длину пауз (иногда достаточно 2 секунд, иногда 5—7 секунд), рывочки с допуском движения rolling и без него, наблюдайте и запоминайте, при каких именно манипуляциях происходит больше поклевок.

Варьируйте продолжительность пауз: иногда достаточно 2 секунд, иногда 5—7 секунд.

Конечно, отлично работает и на обычной проводке с паузами (stop&go), и просто на равномерной проводке. Но в периоды плохого клева, при неподходящих погодных условиях или сильном рыболовном прессе хищника приходится, что называется, уговаривать, на это способен далеко не каждый воблер. А вот — это прекрасный «переговорщик».

Остается добавить, что если вы настроены на вдумчивую рыбалку с использованием качественных приманок и намерены извлечь из них максимум, то вам не обойтись без снастей столь же высокого класса. Это позволит четко дозировать силу и характер рывков, ощущать и, следовательно, понимать, что происходит с приманкой под водой. Удилище в данном случае играет очень важную роль. Для воблеров весовой категории, близкой к , лучше всего подойдет , а именно модели TYS 712ML-T или TYS 732M-T. Начав рыбачить с удилищами высшего качества, вы почувствуете то, что раньше от вас ускользало.

(длина 105 мм*, масса 16,7 г)

*На самом деле реальная длина модели 105 мм, а не 100 мм. Бывают случаи, когда в процессе разработки и подготовки производства длина изменяется, но техническое название при этом остается, на него просто забывают обратить внимание. А когда модель становится популярной, уже нет смысла менять всем известное имя, это только создаст путаницу. Подобное случалось, например, с компании — его длина на самом деле 55 мм. Аналогичная история была с , имеющим длину 55 мм, и со знаменитым — в реальности его размер 115 мм.

По пропорциям тела занимает промежуточное положение между минноу (minnow) и шэдом (shad).  Эта модель появилась третьей в семействе Vision. Юки Ито задался целью сделать воблер, способный имитировать некоторые виды местной рыбы, средний размер которых как раз около 100 мм — это (или как еще ее называют dark chub — темный голавль) и «» (или pale chub — светлый голавль). Эти рыбки имеют широкое распространение в Японии и являются обычным объектом охоты хищников, в том числе басса. В наших краях аналогичную роль для щук играет плотва, елец и молодь голавля. Однако замечено, что благодаря характерному поведению , воблером не брезгует и окунь, как правило, очень крупный. Как и договаривались, давайте рассмотрим внутреннюю конструкцию этого воблера, чтобы оценить возможности его игры.

В «упитанном» брюхе скрыта система дальнего заброса. Это полуфиксированный массивный вольфрамовый шар, который при забросе смещается в хвостовую часть, увеличивая тем самым дальность полета приманки. С началом проводки шар возвращается в рабочее положение, то есть в срединную часть тела, точнее, в поперечно расположенный паз. Внутри этого паза шар катается от одной боковой стенки к другой не по плоскости, а по округлой поверхности тяжелого вольфрамового цилиндрического балансира, который расположен как раз в этом месте. Знакомые с основами физики понимают, что движение тела по прямолинейному участку отличается от движения по участку окружности. В последнем случае возникает так называемый гироскопический эффект, то есть, говоря проще, в этом случае генерируется большее количество энергии, поэтому колеблется более интенсивно и акцентированно. Отметим, что подобное устройство используется в нескольких моделях воблеров , оно запатентовано под названием Gyrobalancer.

Передняя часть воблера разделена внутри перегородкой на две части: большую по объему верхнюю и узкую нижнюю. В верхнюю часть помещены три маленьких стальных шарика. Они перемещаются совершенно свободно и благодаря этому создают шумовой эффект, привлекающий хищника. В нижней части в одну линию, вплотную друг к другу, жестко зафиксированы пять тяжелых вольфрамовых шариков. Еще один такой же по размеру размещён в хвостовой части в маленьком поперечном канале. Детально расшифровать, как такая сложная многокомпонентная балансировка работает — задача сложная. Поэтому обозначим финальный результат: несмотря на кажущуюся громоздкость, относительно высокое лобовое сопротивление и значительную плавучесть, очень устойчив и отзывчив на самые разные манипуляции.

Переходим к описанию внешнего «обвеса» и начнем с заглубляющей лопасти. В последнее время в воблерах с активной собственной игрой все чаще используют вклеиваемую лопасть из тонкой фиберглассовой пластины. Считается, что такая лопасть оказывает меньшее сопротивление в воде при поперечных колебаниях приманки по сравнению со стандартной и более массивной литой лопастью. Фиберглассовые лопасти можно видеть у ; и ; ; , и . Именно такая лопасть используется в , что косвенно указывает на наличие активной собственной игры. Тут уместно замечание: почти все попадают в продажу, будучи оснащенными заводным кольцом в крепежной петле. Расстояние между крепежной петлей и лопастью небольшое, из-за этого заводное колечко часто заклинивает, особенно при активных манипуляциях, и игра воблера совершенно теряется. Чтобы этого не произошло, рекомендуем избавиться от пусть и очень качественного, но являющегося помехой элемента оснастки.

Снизу в задней части брюшка имеется подвижный плавничок Flap Fin (конструкция защищена патентом). Его движения добавляют привлекательности для хищника, но главное, он выполняет функцию рулевого механизма: чаще всего при работе этот плавничок располагается под углом к плоскости тела, поэтому, когда вы делаете потяжку, воблер стремится уйти в сторону.

Итак, внимательный осмотр дает понять, что в этот воблер заложены вариации активной собственной игры, а также способность, сохраняя устойчивость, отзываться на многообразные манипуляции удилищем. Рассмотрим некоторые варианты на практике, чтобы отметить моменты, когда проявляет себя наиболее ярко и переигрывает большинство моделей, которые рассчитаны на аналогичные условия.

Испытание терпения

Когда щука забивается в траву или заросли камыша (например, при смене погоды) и очень неохотно покидает укрытие, нужно подольше играть воблером на выбранном перспективном месте — у стенки камыша или рядом с подводным островком травы или другой растительности. Хищник, ощущающий мощные колебания, создаваемые , может, конечно, потерпеть некоторое время, но когда воблер будет проходить мимо, теряясь в глубине, терпение, как правило, лопается, и щука в последний момент решается на бросок.

Поиск в мутной воде

При невысокой прозрачности воды, когда требуется найти активного хищника, успех приносят частые забросы и быстрая проводка. Способ проводки нужно чередовать: то равномерная, то с потяжками и паузами. Щука, находящаяся поблизости, отреагирует на непременно. Отметим, что в похожих условиях хорошо работают многие крэнки (crank), но ряд рыболовов считают, что щука предпочитает более плоские приманки типа «шэд» (shad). Если у вас есть внутреннее предубеждение к крэнкам (crank), то — ваша приманка.

Твичинг

Твичинг — основной метод анимации . Поскольку этот воблер немаленького размера, лучше вести его активно, «рывки» делайте короткие и «злые». При такой проводке воблер полностью раскрывает свой потенциал: он будет порхать в стороны, зависать на боку, дрожать на паузе. Бывают моменты, когда во время очередного мощного рывка большой вольфрамовый шар (см. выше) перескакивает через ограничительную ступеньку и смещается в хвостовую часть. Воблер при этом переворачивается на мгновение брюхом вверх. Очень часто именно в этот момент хищник не выдерживает. К стандартным рывкам полезно добавить легкие потяжки и/или редкие потяжки на натянутой леске, но в небольших дозах, достаточно выполнить такие движения один-два раза в течение всей проводки.

Твичинг — основной метод анимации .

Если вы заметили, что щука начала активно охотиться у поверхности воды, выдерживайте более продолжительные паузы, давая возможность воблеру всплыть к самой поверхности. При последующем рывке он, булькнув, занырнет. Рисунок этих нырков тоже можно варьировать, чередуя силу, амплитуду и направление рывков. Действуя таким образом, вы быстро определите, какое именно движение сегодня самое привлекательное для хищника. Иногда щука лучше всего реагирует на воблер, медленно идущий под самой поверхностью, слегка ее возмущая и оставляя позади себя легкий след. Опыт использования в таких случаях показывает, что часто щука реагирует на него не хуже, чем на специальные топвотеры (попперы, уокеры, пропбейты), а количество результативных поклевок бывает даже больше, ведь находится большей частью не на поверхности, а под ней, и щука просто меньше промахивается.

Как использовать в конкретный день, предсказать заранее нельзя, поэтому экспериментируйте. Если опыт невелик, то начинайте с обычной равномерной проводки — этот воблер на «равномерке» тоже прекрасно ловит, а дальше понемногу добавляйте разнообразия.

Но без спиннинга воблер лишь красивая игрушка, поэтому удилище должно обладать соответствующим широким потенциалом. Уже упоминавшаяся модель — это отличный пример, хотя по весу находится на пределе ее рабочего диапазона. К слову, эту модель можно назвать всеобъемлющей для Megabass Vision, потому что она отрабатывает весь существующий ряд этого семейства.

Продолжение следует.

 

Фильм "Streetfishing"

Практика 6 декабря 2013

Фильм о ловле спиннингом в самом центре Москвы с Александром Рыжовым.  Читать

Если на рыбалке нужен один поплавок, то зачем их так много?

Практика 19 июля 2013

Рекомендации Андрея Яншевского по выбору поплавков.   Читать

Streetfishing по-московски. Часть 1

Практика 19 июля 2013

О рыбалке со спиннингом в городских условиях.  Читать