В первой части моей заметки о поездке на Кольский полуостров речь шла о рыбалке на одной из рек, где основными трофеями экспедиционеров были хариус и форель. Теперь же нам предстояло окунуться в совершенно другой мир, и наша цель – побережье Баренцева моря. Пейзаж этих мест сильно отличается от центральной части полуострова – здесь господствует арктическая тундра. Деревьев мало, и те больше похожи на кустарник, а до горизонта бесконечно тянутся сопки, покрытые мхом и ягодниками.
На переезд у нас ушел весь световой день. Заехали в Мурманск пополнить запасы продуктов и заправить баки автомобилей до максимума.
Интересная этикетка на батоне хлеба привлекла к себе взгляд в одном из магазинов. Обратите внимание на состав продукта.
Пьем кофе на заправке и едем дальше. «Асфальтовая часть» нашего маршрута скоро заканчивается и начинается самое интересное – каменистая дорога через перевалы, которая с каждой минутой приближает нас к заветной цели. По пути проезжаем множество озер, в некоторых живет форель и голец, но большинство образованы за счет таяния снега, без впадающих или вытекающих речек и ручьев, поэтому рыбы здесь нет.
Боже, какая красота!
К вечеру, наконец, добираемся до конечной точки – вот она, «Баренцуха». Усталые, но невероятно счастливые. Почти половина участников поездки увидела это северное море впервые.
Пока расставляли лагерь и готовили ужин, практически стемнело. Некоторые, в том числе я, испытывали огромное желание расчехлить снасти и отправиться на рыбалку, ведь с закатом солнца она здесь только начинается, но усталость от переезда взяла свое – лучше хорошенько выспаться, а к ловле приступить завтра.
Уснул я, как мне кажется, еще до того, как голова коснулась подушки… Как же здесь хорошо спится, долго, глубоко. Недаром говорят, сон – это лечение. Организм во сне восстанавливает силы. А сон в палатке, далеко за полярным кругом, наверное, в сто раз эффективней! «Вылечиваются» усталость и «нервяк», накопленные за год, уходит негатив, и мозг получает долгожданную «перезагрузку».
Проснулся от того, что солнышко начало сильно припекать палатку. Эх, повезло же нам с погодой – настоящее лето! Можно сказать, под занавес календарного лета наступили первые теплые денечки, ведь июнь с июлем «радовали» мурманчан лишь дождями и холодом. Что ж, на то он и Север. В пустыне ждут дождя как манны небесной, а здесь также радуются солнцу и теплу.
…Оказалось, что большинство ребят уже рыбачат со спиннингами, в их уловах преобладает сайда.
Вкратце о месте, которое мы выбрали для стоянки и рыбалки на побережье Баренцева моря. Конечно, это не Подмосковье – дорог здесь мало и подъездов к берегу тоже. Но в прошлом году нам посчастливилось найти вот такое интересное место.
Помимо удобной площадки для разбивки лагеря и близкого расположения ручья с пресной водой (что на самом деле очень важно) здесь имеется разнообразный рельеф дна, образованный двумя каменистыми косами и небольшой бухтой, в которой даже в сильный ветер, дующий с океана, можно комфортно рыбачить. Такое место просто не могло не привлекать рыбу, что было подтверждено год назад нашей командой, но в несколько другом составе (). Причем видовое разнообразие попадающихся на крючки наших приманок рыб удивляло! Забегая вперед, скажу, что в этот раз рыбалка была еще более интересной...
Основной объект ловли у спиннигистов и нахлыстовиков, ловящих на морском побережье, является сайда. Средний размер – около 500 г. Но по сопротивлению даже такую относительно некрупную рыбку, из трофеев пресноводной рыбалки, можно сравнить разве что с форелью… Да и то, сайда, мне кажется, выносливее и способна потрепать нервы рыболову.
Это хищная рыба, охотящаяся в основном на малька, но в ее меню присутствуют и рачки-бокоплавы, в огромном количестве водящиеся в прибрежных водорослях (фукус).
Крупная сайда обитает на больших глубинах и охотится на косяки рыб, но с берега достать ее не получится. Максимальный размер выловленной мной сайды составлял около 1,5 кг.
Днем сайда стоит на удалении от берега, и достать ее можно с помощью дальнобойных приманок, лучшие из которых – колеблющиеся блесны. У ребят отлично работали колебалки от – дефицитная моделька и , а также Acme Kastmaster весом в районе 15–30 г. Более тяжелые приманки цеплялись за траву на дне, а легкие просто не долетали до рыбы. Своеобразным аттрактором служил яркий твистер на тройнике блесны, замеченный мной в оснастках некоторых спиннингистов. Что ж, вполне возможно, это совсем не лишний элемент!
Кстати, что удивило, скорпена год назад клевала исключительно на поводковые оснастки со дна, а в эту поездку, во-первых, попадались вполне приличные экземпляры, а, во-вторых, пойманы они были по большей части именно на колебалки.
Зато на отводной поводок клевала камбала, напрочь отсутствовавшая в уловах прошлого года.
А еще вот такие… ламинарии.
Кстати, весьма вкусная штука оказалась. Приправил перцем, солью, добавил лучок и оливковое масло – вот весчь! А главное натурпродукт.
А вот это, ну, чем не блюдо из японского ресторана?
Впрочем, жизнь в море кипит… То медуза у берега дефилирует, то еж морской под ноги выползет. А еще дельфины, касатки, киты…
А, как ни говори, основная рыбалка начинается с наступлением сумерек, когда сайда массово подходит к берегу. И вот тут наступает пора нахлыстовиков.
Но и спиннингисты не отставали – переключившись с тяжелых блесен на 7–8-сантиметровые воблеры, у них тоже стала попадаться сайда. В сумерках и ночью нет нужды делать дальние забросы, так как большинство поклевок происходит буквально в ногах.
Так закончился первый рыболовный день на море. Но впереди еще были приятные сюрпризы.
Продолжение следует.