«Богатство и бедность есть отклонение от нормы». Цитата древнегреческого философа вполне ассоциируется с некоторым «перекосом сознания» в голове нашего брата спиннингиста. Слова: «Я ловлю только ультралайтом (джерком)!» давно вызывают у меня саркастическую ухмылку. Ловить надо тем, на что можно поймать. И любое «сектантство» – не более чем оправдание своей собственной некомпетентности и нежелания развиваться и изучать.
В принципе, я видел уже несколько «витков всенародного интереса», но так или иначе всё возвращается на круги своя. Нужно уметь ловить любыми приманками, отвечающими данному водоёму в определённое время. И инструмент подбирать соответствующий поставленным задачам.
Следующий после Крениц выезд я решил посвятить небольшой речке Карельского перешейка, на которую я выезжаю летом, «отдохнуть». Жутко закоряженная, оттого и не слишком популярная, но всегда рыбная. Не то чтобы очень, но если поупираться – вполне. Разноплановые участки, лёгкие приманки.
В напарники на этот раз я взял своего старого знакомого, которого всё пытаюсь вернуть в лоно настоящей рыбалки. Игорёк (а так зовут моего знакомого) убеждённый «пиписочник», хотя гордо именует себя ультралайтистом. Удочка до 10 г теста для него – «дрын». Соответственно и уловы. Хотя иногда судьба подбрасывает ему мини-бонусы его заблуждений, но парень в целом очень хороший, добрый. Немного «распёрло» его за последние годы, но что делать? Чем тоньше снасть – тем толще партизаны.
Дорога до реки была ужасна, но и здесь был свой плюс. Не каждый захочет калечить своего железного коня. Хотя двоих рыболовов мы не речке всё же встретили. Плотно покушав, чтобы не тащить с собой продукты, стали разбирать снасти. Я уже много раз говорил, что выбор «лайта» для меня умер. Нет, я тестирую и проверяю в работе разные лёгкие удилища, но после того, как в мои руки попал , я лишь констатирую то, чем они отличаются от моей любимицы. Обычно в минус. Спиннинг в своём диапазоне может практически всё! Плюс достаточно мощный комель, позволяющий вывести хорошую рыбину из крепких мест.
Игорёк разобрал досемиграммовый хлыстик, доставшийся ему в наследство после безвременной кончины любимого магазина. Не слабоват ли? Речка хоть и маленькая, но с норовом.
Выйдя на берег, заметил, что уровень воды несколько выше обычного (не удивительно – дожди) и она мутноватая для визуального контроля приманки. Дело в том, что горизонт подачи необходим «на грани». То есть подать приманку на такую глубину, чтобы спровоцировать рыбу на выход, но не оставить на коряге. При прозрачной воде и под вечер можно было бы «поверхностниками» пошуршать, а тут были необходимы точность и контроль. А видимость (даже в поляризационных очках) не превышала 20 см подповерхностной толщи. В прошлом году неоспоримым лидером здесь оказался , в позапрошлом – . Но тогда уровень воды был совсем другой. И я с грустью запихал на дно рюкзака коробочку с GAD'ами. Плавающие не «добивали» до нужной глубины, а нейтрально-тонущие пропадали бы без вести в мутной пучине, без визуального контроля. Жаль! Встав на первое же перспективное место, я стал перебирать модели воблеров достойные внимания тестера, коим здесь обычно оказывался окунь. Первая же проводка Crackjack 48 F-DR показала, что «жемчужное зерно» найдено. Причём для данного периода, наиболее перспективной оказалась приманка «частящая», то есть информативная, но с неширокой амплитудой игры. Вспомнился Женя Матвеев (Xavaier), как-то наголову обловивший меня на этой реке на бассдеевский Sugar. И рыбки-то были немаленькие. Щука на два с полтиной и язи под «двушку». Да, совсем забыл сказать, что основные «трофеи» на этой реке щука и язь. Окунь бывает неплохой, но крайне редко. Но какая же эта речка летом красивая!
Перекаты, соседствуют с прямыми участками, но все разные. А у меня уже пара щучек в арсенале. Некрупные – граммов по семьсот, но всё же! Игорь пока довольствуется окунем и небольшими подъязками. Порывы ветра с поля (метров до 13-15 в секунду) немного мешают ловить, но не критично. Критичным оказался порыв, совпавший с моментом заброса. Crackjack горестно повис на ветвях дерева, стоявшего на том берегу. Достаю из коробочки «брата», «безвременно ушедшего» и продолжаю ловлю. Сама ловля предельно проста по проводке. Апстримный заброс под другой берег, заводка и секундные паузы, перемежающиеся с легкими рывочками на сплаве. По прозрачной воде можно было бы просто сплавлять легко колеблющийся в течении воблер, а тут приходилось информировать рыбу о « вкусностях». По дороге встречаю спиннингиста с Chaser’ом. Разговорились. Дмитрий оказался сестрорецким рыболовом, нередко посещающим эту речку. На следующем расширении реки встречаю Игоря, и идём на участочек, где я поймал своего самого крупного язя. По дороге рассказываю ему, как и на что. Встаю в начало участка и… вижу Игорька, который медведем в посудной лавке становиться в 10 м ниже. Как раз туда, куда я кидаю.
Вот ведь «покемон»! И самое главное – с первого заброса тащит хорошего язя! А я, отвлекшись от контроля проводки, засаживаю последнего Crackjack’а в корягу. Немного пожурил напарника (по-моему он даже немного испугался), но зря, наверное. Культура совместной рыбалки на речках вырабатывается годами. А он в состоянии прострации, что попал на такую речку, где у него клюёт и даже нормальная рыба. Надо быть поделикатнее. Дальше дорогу нам перегородила канава, в обычном уровне сухая. Благо брёвен сухостоя вокруг было достаточно. Втроём с Дмитрием и Игорем налаживаем переправу. А что делать дальше? Чем ловить? Как-то «кормить» речку мегабассами не очень хотелось, а других подобных Crackjack’у типажей воблеров с собою взято не было. Правильно! Самая универсальная приманка всех времён и народов, с которой начинает путь любой спиннингист – вертушка! И благо у меня их было достаточно. И самых лучших! Которые и заводятся с пол-оборота и ловят везде. Pontoon21 – он и в Африке… ловит. И не важно, Ball Concept, Indi Rah или AV. Главное чётко контролировать проводку в мутной воде. Никакого апстрима. Поперечный сплав с изменением скорости проводки. Последний участок реки более мелкий, но и более широкий. Брёвен на русле, как махорки у абитуриента Канатчиковой дачи. Натыкаемся на местного аборигена (судя по одежде), ловящего на поплавок. Кого?
Встав чуть выше его, сразу цепляю хорошую щучку и пытаюсь поднять её на шнуре. Увы, забываю главное правило закоряженных речек – почаще перевязывать. Плюх! Щука с пирсингом, недовольно покачивая боками, медленно уходит в глубину. А поводков-то осталась всего пара штук! Иду ниже. Там Игорь «воблерит» красивую «отворотку» течения. Бросаю вертушку и тут же щучка чуть за кило, делая массу свечек, подтаскивается для портфолио. Потом ещё одна, две, засаженная блесна. Самый конец зоны я пробивал в одиночестве – Игорю было не пройти. Но там (из интересного) был только казус с «встречей на Эльбе». Оборвав очередную блесну решил укрупнить размер приманки. Оставались только мелкие и большие. Поставил . Подарок ещё предсерийных образцов Лёши Вьюнова. Аккуратно провожу её вдоль лежащей на дне коряги (здесь более-менее было видно).
Вижу, за ней выходит ха-а-ароший язь кила на два. Идёт, но не берёт. Думал подтормозить проводку, по мере подводки к берегу. И тут! На подарок Лёхи из под ног выскакивает щука. И нос к носу сталкивается с язём! Полсекунды они, обалдев, смотрели друг на друга. И метнулись в разные стороны. Больше я их не видел.
Зато рядом всплыло нечто! Нечто оказалось бобром! Вернее даже не просто бобёр, а Бобрилла! Без хвоста он был не меньше метра! По ширине морды вполне мог соперничать с председателем, какого-либо Комитета! Ясно, что на мелкой реке, рядом с таким авианосцем аппетит обитателей сразу пропадает, а мне было уже пора возвращаться. Перейдя метров пятьдесят назад, стал было ловить – ан нет! Эта зараза «мЭдленно и печально» плыла вслед за мной по противоположной стороне реки. И кидался в него и ругался. Ноль эмоций! Вот так почти до конца перспективных участков, эта живность «из села Кукуева», сопровождала мой отход. Да в принципе, уже и наловился.
А Игорёк поймал ещё одного хорошего язя. Мне не удалось в этот раз. Вообще-то ловля крупных язей (на этой речке) прерогатива терпения и прозрачности воды. Есть у меня друг – Миша Дмитрук (надо ж – почти в рифму). Тонкий рыболов. Он, просчитав бревно и струи, мог час или два выманивать язей из засады. Вытащит одного, посидит, покурит, чаю попьёт. Потом второго, третьего.
У меня на такое терпения не хватало.
Но солнце уже клонилось к закату, а стихший ветер возбудил кровососущее Люфтваффе на вечерний вылет. Пора и честь знать.
Немного подытоживая выезд, могу сказать, что он получился. Несмотря на сильные ветра, практически исключающие ловлю на большинстве водоёмов Ленобласти. Так что «катаклизменное» лето тоже можно использовать. С умом и подходом. Правда за всё приходится платить. Расходность подобных речек достаточно высока. По приманкам. У меня – минус два воблера и пяток вертушек. У Игоря – зеркальный вариант. Но он ехал обратно довольный, как удав. Правда признал, что на такой речке лучше использовать спиннинг покомлистее и помощнее, чем его «прутик». И то хлеб! Ещё немного и я сделаю из него нормально рыболова. Наверное.
Ведь только рыбалка делает нас настоящими. Когда возраст, болячки и проблемы отходят за кулисы.
Помните песню Миронова из экранизации Джерома?
«Пускай от рук отбились дети,
Скрипит сварливая жена,
А на рыбалке солнце светит,