Я частенько сам себе задаю вопрос – а что же есть «рыболовный опыт»? Конкретика приманок в определённом месте и в данное время или творческий процесс понимания обстановки?
Опыт «дядя Васи» ловящего на своём озерце много лет двумя – тремя приманками, безусловно, бесспорен. Но, работа эксперта предопределяет постоянное совершенствование, относительно как новшеств рыболовной вселенной, так и личное развитие.
Тем более что «в одну реку дважды не войти». Хотя бывают исключения, об одном из которых я и хочу рассказать. Начало этого года, обилием осадков (снега) и минусовым температурным режимом, несколько опечалило мои рыболовные надежды на стандартные рыболовно-щучьи вояжи по малым рекам. Январский выезд (), только подтвердил мои догадки относительно сложностей перехода, поскольку при толстом снеговом покрове лёд, держащий рыболова, просто не намерзает. Но трудности они быстро вымываются из памяти желанием нового с надеждой на лучшее.
И вот GISMETEO (иже с ним) выдает плюсовой прогноз на несколько дней. Надо ехать! Мой гардемарин (Миша, зять) уже извёлся. Да и я от городских квартирно-зимних «стационаров» чувствовал себя всё хуже и хуже. Dinamis mobilis – сила в движении! Вся предварительная суета корректировалась долговременными согласованиями с Мишей и логическими выкладками, относительно арсенала. Ехать мы решили на другой участок реки (вероятно частично или полностью открытый – но не факт), поскольку расстояние до реки там значительно меньше предыдущего выезда. Поскольку вероятны приличные закраины (а до оттепели стоял мороз минус 8 – 15), я не стал мудрствовать и в тубус улёгся мой старый твичинговый напарник , надёжный до абсурда и мОгущий вынуть приличную рыбу на комле, через широкую закраину, без малейших намёков на возможность поломки. Миша взял своего любимца , спиннинг отмеченный шириной твичинговых возможностей, как на «покидушках», так и при дальнейшем использовании.
Как вы поняли – основная ловля предполагалась воблерная. Хотя я (на всякий – и как выяснилось зря) докинул в рюкзак небольшую коробочку с джигами. «Манипулятор» – совсем не джиговый девайс. Впрочем… накоротке и «по провису» – можно. С воблерами – дилеммы брать большой боезапас не возникало. Фавориты давно определены по статистике прошлых лет и последнему выезду.
Основная «бригада» из подразделения : , , , , , . На отдельные инсинуации и капризы положил несколько японцев.
По сложившейся традиции предложил Синусу угадать фаворита. Трижды кот вытаскивал из коробки . Посмотрим.
Питерский плюс растопил дорогу и обычных «ледовых» сложностей мы не ощутили, доехав быстро и беспроблемно. Откопав кусок обочины для стоянки машины (снег мокрый… совсем) и перекусив, бодро выдвинулись на рубеж. Дороги на «Голгофу». Вот здесь нас ждало испытание на прочность. Если вы вспомните мой предыдущий материал, где я описывал трудности передвижения, то здесь вспоминается старый анекдот: «Ты помнишь, как я рассказывал про свою «черную полосу»? – Так вот она была «белая». Снегу прибавилось ещё сантиметров 30... Снизу – вода. В снегоступах я проваливался минимум по колено, максимум по бедро. Бедный Миша (в сапогах), несмотря на свой лёгкий вес и спортивную подготовку, «допроваливался» по моим следам иногда по пояс. Тропинка, перегороженная нависающими под снегом деревьями, почти не «читалась». Звериных следов вокруг – мама не горюй! Лосиные, кабаньи, заячьи, лисьи. Человеческих не наблюдалось. Опять первопроходцы! Обходя препятствия и напевая «нормальные герои….» за полтора часа (вместо обычных 15 минут) мы вышли на берег. Скажу честно, такой дороги у меня не было никогда! Хотя… был армейский вариант, когда наша разведгруппа пересекала в неметчине 10-километровое глиняное поле, напрочь размытое дождём. Каждый сапог, как монашеские вериги, весил килограммов пять. Но тогда я был втрое моложе.
Впрочем, грех пенять на авансированное нам природой. Дошли же?
В общем «на автомате» судьба довела нас до реки. Русло практически вскрытое (на этом участке), только затишки под покровом тонкой плёнки льда (шуги), размываемого на глазах.
Дорога вдоль реки оказалась не легче предыдущей, но здесь был свой плюс – остановиться, прокидать. Естественно, основное желание (согласно опыту поимок) – стандартные места стоянок.
Перебор приманок, подач, проводок практически ничего не дал.
Приятным исключением стали «рекомендации Синуса». На я ощутил несколько контактов. Но нереализуемых. «Дёрг» и всё… Или промахивалась или просто «бодалась».
Вообще, я замечал за собой некоторое свойство, когда желание половить превалирует над движением серого и извилистого вещества. До определённого момента. Этим моментом оказался возглас Миши: «Есть!». Миша взял щуку на абсолютно нестандартном для этого времени месте – быстрине. И на что?
На ! Что опять? Возвращаясь к историческим вехам этого участка реки (Женя Громов не даст соврать – сам здесь со мной ловил), бывали периоды, когда именно этот воблер «делал» всю рыбалку. Я же немного задумался, вспоминая.
Вообще: «Юмор – соль жизни!», как говаривал Кальман из «Печатки с русалкой». Мне же, ассоциативно подойти к реалиям, часто помогают Л. Филатов, И. Иртенев, а чаще В. Вишневский:
«А что Брат Пушкин, на запрос
Он так сказал бы, дивно чуток
«О сколько нам открытий чудных
Готовит будущий склероз!...»
И я просто начал вспоминать свой авторский материал, неоднократно перепечатываемый: «Антология малых рек» (, ), где мной (кстати, частично и по этой реке) систематизирована активность щуки, относительно ледовой обстановки. И там данный период (быстрое размывание льда) отнесён к разряду малоперспективных для поимки, поскольку при смене светового режима и передвижения кормовой базы, щука меняет стоянки, приспосабливаясь к условиям. Всё встало на свои места. Даже промахи по рекомендованной Синусом Cabliste. И мы с Мишей стали облавливать, давно вскрытые, быстрины. Правда мои попытки расширить меню для оппонента, так и не увенчались успехом. Только FX с длительной паузой оказался для «зубастой» приемлемой «завлекухой». Увы! Впрочем, активность и с обычной точки зрения, вряд ли прогнозировалась. Размываемые участки, сильный дождь, порывистый ветер, перепад давления и смена температурного режима. В такую погоду надо падчерицу за подснежниками посылать, а не рыбу ловить. Но охота она, как говорят, пуще неволи. Тем более, (памятуя прошлый выезд) для восстановления сил, конфет и пуэра с собой взято прилично. Пройдешь немного – отдохнёшь. Щука клевала. Ещё один «дёрг» на Cablistу и с резким порывом ветра она уже стала украшением интерьера на ветвях противоположного берега. Печалька! Ещё одна щучка на FX. Пришлось забрать. Жабры наружу. Так потихонечку мы дошли до участка, где наледь уже перекрывала бОльшую часть реки. Дождь всё усиливался, что грустно сказалось на возможностях фотографии. Объектив моментально покрывался каплями. А после (видимо, сработало чувство самосохранения) стал писать – «съёмка невозможна». Дома реанимировался почти сразу. В параллели с фотиком «загрустил» мой напарник. Его куртка уже не держала воду и, в совокупности с ветром, чувствовал себя Миша весьма некомфортно. Впрочем, пора было уже двигать обратно, вспоминая трудности с дорогой. Обратно она заняла уже 2 часа. Да уж! Но пройдя запланированные нам «сложности», они как-то ушли в небытиё. Вспоминались только нюансы рыбалки. Да, получился «бенефис одного воблера». Но ведь и условия глухозимья. Камень даже кинуть не в кого. Только в себя. Но не хочется. Слишком близко и больно. Расстраивает только будущее весеннее половодье, которое при таком количестве снега и незамёрзших «низов», вероятно, будет очень бурным и скоротечным, существенно минимизируя количество выездов.
А сложности (куда без них?) тоже имеют свои плюсы. Рыбы больше и «мешочников» меньше. Мы же настоящие рыболовы? «Делай что должен и – Будь….» (с) Вишневский.
P.S. Борьба с собой – наиболее выигрышный вид единоборств. И полезный. А «суицидная» щучка оказалась не только вкусной, но и особью с французским оттенком. Внутри – только лягушки.