В своё время Натан Ротшильд несколько пафосно заявил: «Кто владеет информацией – владеет миром!». Насколько он оказался прав? Какую роль играет информация в нашей обыденной жизни? С одной стороны – полезную. С другой – вроде бы вредную. Возможно, всё зависит от того, что каждый из нас подразумевает под термином «информация». Давайте поразмышляем.
Ребёнок является в мир с некоторыми заложенными инстинктами, но с абсолютно чистым «диском памяти» по части приобретаемых навыков и знаний. И подобно губке начинает впитывать окружающую действительность. Целиком и без разбора, хорошее, плохое, бессмысленное. Поэтому специалисты так настойчиво напоминают, что надо следить как за языком, так и за поведением, включая жесты. Юное сознание приемлет всё, что может помочь завоевать статус в своем социуме. И потом попадает в школу. Тут становится заметнее, чего «губка» впитала больше… И «отжать» из неё вредное и ненужное уже гораздо сложнее. Тем более, что современная школа на это и не нацелена. Мне кажется, современные школьники загружены занятиями больше, чем мы в их годы, и при этом образованы хуже. В них впихивают сведения, но не учат мыслить. И это можно сказать не только о школе, но и любой сфере, где требуется обмен информацией. Полузнаек, тех, кто с нуля нахватался разношёрстной информации, но не в состоянии выстроить её логично, отсеять ерунду и копнуть чуть глубже, стало чрезмерно много. Им комфортно в современном мире, потому что именно такие и нужны современным «ротшильдам» – привитая им привычка безвольно плыть по клокочущим инфопотокам разной степени прозрачности делает их податливым материалом, который можно направить в любую сторону.
Возможно, не все меня поймут, но с высоты своего предпенсионного (по старому стилю) холмика, я понял, что восприятие окружающей действительности обострено не только в начале, но и в конце жизненного пути. Разница лишь в том, что в детстве ты не оцениваешь то, с чем сталкиваешься, впитывая всё подряд одинаково. А вот «ближе к пенсии» эта самая «чувствительность» обостряется, особенно по отношению к фальши и лицемерию, которые ты уже научился различать. Тем более что мир потихонечку «выворачивается наизнанку».
Нынешние «ротшильды» нашли новый способ борьбы с интеллектуальным развитием, заменив скудость информации её избытком. Современные технологии потворствуют лени процессов в черепной коробке. В конце концов эти информационные «ниагары» могут просто испугать, и человек, побоявшись «утонуть», предпочтёт не разбираться самостоятельно, а удовольствоваться услужливо подсунутой «выжимкой», сделанной кем-то другим… в неизвестно каких целях… И это многим привычно, потому что они закончили современную школу, где вместо преподавателя, поощряющего различные варианты самостоятельных решений (таков мой собственный школьный опыт) у них была табличка «выберите подходящих ответ из трёх предложенных». То есть в мое время логике и самостоятельному мышлению в той или иной форме учили всех. Сейчас – только избранных. Остальным «думать – вредно», им предложено просто потреблять информационную массу. Даже сатирики отметили это, дополняя моего любимого Декарта: «Я мыслю, значит существую! А вот обратное – не факт» (с).
Как обычно бывает, общесоциальные проблемы неизменно сказываются на всём, включая и наше с вами увлечение – рыбалку. Я ловлю на искусственные приманки, и их такое множество, что самостоятельно весь возможный опыт просто не накопишь, если никто не будет делиться своими наблюдениями о приманках, реакции рыбы, местности и т.п. И в этом смысле очень показательна джиговая рыбалка. Почему? А потому, что данный вид ловли позволяет не только поймать рыбу, но и «прощупать» рельеф, понять вероятные «засадные» места и применительно к данному месту вынудить «оппонента» на ответную реакцию. Короче, бездна возможностей, если подключить к процессу мозг. Ну и не последний фактор тот, что джиговая ловля – одна из наиболее доступных и бюджетных. Не будем вдаваться в форумные споры о «преимуществах съедобки» или «новейших силиконовых прорывах». Заработавшие себе авторитет формы приманок давно всем известны. Для обычной рыбалки их достаточно, поэтому при обилии выбора я уже много лет особо не заморачиваюсь. Годами сложившаяся основа арсенала резины в моих джиговых коробках не очень-то меняется. Это Kopyto, Awaruna, Ratta, Predator, Pillo, Jilt. Иногда в качестве эксперимента или в нестандартной ловле, использую и дорогих японцев.
Подделки обхожу стороной. Вышеперечисленные модели сами по себе всё-таки не настолько дороги, чтобы связываться с их имитациями. В мягких пластиковых приманках важны и точность формы, и ее сочетание со свойствами материала – это задаёт определённый тип игры и колебаний, поэтому на одно ловится, а на кажущееся нам похожим – нет. Да и скучны мне эти подделки, как и их изготовители – люди без мозгов и без фантазии (иначе изобрели бы что-то своё).
Но что это я всё о себе?! «Зачем о вас – давайте о приятном!» (с)
Период запрета ловли висит над душой спиннингиста дамокловым мечом. Преднерестовая ловля закончена, и вынужденный перерыв надо заполнять чем-то осмысленным. Почему бы не сделать полезное для тех, у кого долгая дорога в джиговые джунгли только начинается?
«Время собирать камни и время разбрасывать». И вот следуя этому завету, каждый год в это время я провожу цикл занятий для начинающих свою «джиговую жизнь». Мероприятия эти давно уже называют «покидушки». Провожу их где-то с начала века. А может и раньше, уже не упомню. Подходящих мест вокруг меня для этих целей достаточно. Обычно это дельта Малой Невы (Невки) и окружающие водоёмы. Участники приходят со своими снастями и могут пользоваться теми, что я приношу с собой (модели обозначаю заранее или подбираю «по заявкам трудящихся», если такие есть в моем арсенале). Всё это «бездвоздмездно», как говаривала Сова. Обычно за 2-3 начальных занятия человеку можно объяснить азы и направления развития. А бОльшее и не требуется, хотя мои размышления о вреде и пользе информации отчасти навеяны и общением на «покидушках»: перегруз эклектичной двоичной информацией встречается довольно часто. Но даже зная, чего ожидать, всё равно не перестаю удивляться вопросу с места в карьер «а когда мы поймаем рыбу?». Вздыхаю и начинаю провоцировать мозговую деятельность у привыкших без усилий получать простой и удобный ответ...
В джиговой ловле важно прежде всего научиться «чувствовать» приманку. Налаживанию контакта очень помогает правильно подобранный спиннинг. Джигуешь, прислушиваешься к своим ощущениям, посматриваешь в воду. Не ждёшь на этом этапе поклёвок (хотя они могут случиться), а доводишь навыки «общения с приманкой» до автоматизма: как она рассказывает о рельефе, как трепыхается на «подрыве», как дрожит на падении, как отличить поклёвку – всё это «переводит» спиннинг, надо научиться его понимать. Далее каждый следует своей дорогой, сообразуясь со своими водоёмами, условиями и спецификой.
Никаких «суперуловок» технического свойства, срабатывающих в любых обстоятельствах, просто нет. Можно подметить кое-какие закономерности, ловя в одной лодке (или в одно время, или на одном водоёме) с опытным «джигитом». И даже обловить его на 3- 4 день. Но на другом водоёме этот опыт вам даст… немного. Нарастить «интеллектуальную массу» джиговой ловли можно только осмысленными тренировками. Если хочется стать настоящим рыболовом.
Нередко слышу: « А чего там сложного? Два оборота – пауза!». Или: «мы на Ютубе видели как это!». Эти люди уже заранее похоронили себя для осознанной джиговой ловли. Поэтому «покидушки» я начинаю с сакраментальной фразы: «Забудьте всё, что вы видели и слышали!». Первое занятие обычно посвящается выбору спиннинга и начальному умению «прощупывать» дно. Это необходимо, чтобы понимать полигон ловли и высчитывать вероятные стоянки хищника.
В этом году учёбу начали на Гребном канале Крестовского острова, как наиболее вскрывшегося ото льда и наименее замусоренного.
Я всегда стараюсь рассказать о типах джиговых спиннингов с демонстрацией возможностей каждого. В дальнейшем идеально подходящий инструмент может определить для себя только сам рыболов. Подумав.
Для простоты и на основе своего опыта я выделяю три основных типа джиговых удилищ:
1. Сенсорный джиг.
Очень многие рыболовы ставят сенсорику бланка во главу угла, называя её «чуйкой». Обычно это колебания, передаваемые тактильно («в руку») при касании средне-твёрдого и твёрдого дна, а также при контакте с препятствиями и с рыбой. Причём такой спиннинг информирует о происходящем и в нижней части теста по весу приманки. По моей практике подобные удилища изготавливают из высокомодульных углепластиков. Ещё стоит отметить конструкцию Magnum Taper. Как правило, такие удилища имеют сверхбыстрый строй, мощный комель и отличаются достойной управляемостью при необходимости форсированного вываживания при ловле в местах с подводными препятствиями. Наиболее часто используемые мной модели данного типажа относятся к сериям , , , .
Плюсы данных удилищ неоспоримы. Можно найти недостатки? Конечно. Скажем, у этих спиннингов минимально информативный кивок кончика (я не беру веса с середины до верха теста) при выходе на мягкое или заиленное дно. Их чувствительность снижается при работе в ветер, особенно боковой. Хотя по камням даже в ветер резонанс отлично передаваем.
Но, с другой стороны, насколько необходима такая «чуйка», чтобы и в боковой ветер, и «в пятку» на заиленом дне? Выигрывая в одном, проигрываешь в другом. К примеру, достаточно высокую популярность у «джигитов» снискали «кальмарные» бланки. Они чувствительные, да вот беда – мощных нагрузок не держат (комель не «вытягивает») и очень болезненны к механическим контактам. А оно надо? Мне, например, – нет. Я прекрасно «слышу» и более низкочастотные сигналы. И частенько по нашим водоёмам вообще предпочитаю визуальную составляющую, так как ночью ловлю редко, а ветер может задуть в любой момент.
2. Визуальный джиг.
Конструкция подобных удилищ подразумевает более показательный кончик. То есть вершинка при нагрузке гнётся по большей параболе, и её «отыгрывание» при касании дна (препятствий, рыбы) видно гораздо лучше, чем в «сенсорных» девайсах. Но и тактильная чувствительность данных удилищ присутствует в достаточной мере. Преимущественные условия использования – ветровые нагрузки, заиленное дно.
Недостатки: Увеличивается пауза между поклёвкой и подсечкой, хотя, зная об этом нюансе, можно научиться его компенсировать.
Примеры из моего арсенала: , , , , .
3. «Распряг» – как дополняющий фактор.
Много лет я использовал термин «распряг» (вернее, это я его и ввёл в обиход), как показатель возможности спиннинга «втёмную» почувствовать контакт со дном мягкой структуры. Проще говоря, это когда чувствуешь «в руку», как вершинка разгибается. В принципе удилища первого (сенсорного) типа делают то же самое. Но удилища с «распрягом» сигнализируют о касании приманкой дна в другом стиле. Вы не почувствуете процесс выпрямления вершинки во времени, как у первого типа удилищ. Удилища с «распрягом», если можно так выразиться, «выстрелят», когда вершинка уже распрямилась. Но вы почувствуете это чётче, и, что порой очень важно, при любой структуре дна.
Немногие удилища обладают таким свойством. Впрочем, умение найти с удилищем общий язык определяется временем работы с ним. Для меня по «распрягу» много лет знаковым был Lamiglas 86MTS (хотя непонятливые торопыги с ходу норовили обвинить эту модель в «глухости»). И я был приятно удивлён, найдя подобные свойства в современном, хотя и достаточно бюджетном удилище , причем по обычной чувствительности он, пожалуй, не уступает MTS. Скорее превосходит.
Вообще, в джиге даже правильное положение руки (при обхвате ладонью рукояти) позволяет усилить «осязаемость» ловли. При подъёме приманки оборотами катушки ладонь сжата. При остановке – наоборот, разжата. Внутренне напрягаясь – ждешь. При поклёвке рука автоматом, не прекращая движения на сжатие, подсекает. В ловле джиговыми приманками есть очень много мелочей, усиливающих «уход в джиговый астрал», когда ничто не отвлекает от действа. То есть тело выполняет определённую программу, а ты – там, рядом с приманкой, головой (мозгами, душой). Эти моменты я обязательно упоминаю на занятиях, хотя они со временем при постоянной ловле и сами «проявляются».
И если на первом занятии я больше говорил и показывал, то второе получилось более практическим. Его мы решили провести по периметру Елагина острова. В прошлом весьма популярное (в том числе и для меня) место ловли с очень разнообразным рельефом, ихтиологическим составом и реальными шансами поймать. Правда, не сейчас. Даже два сазана, греющихся на мелководье и ни на что не реагирующих, будто говорили своим видом: «Ребята! Не вовремя вы пришли ловить». Но, наблюдая за «падаванами», я отметил, что они сразу взяли на вооружение некоторые продемонстрированные им нюансы подачи и проводки. Уже неплохо! Главное, чтобы желание идти дальше и найти «своё лицо» не пропадало. Творческий подход, знание повадок хищника в конкретный период, умение найти на рельефе места вероятной стоянки и разноплановая подача – и будет вам удача.
Надо же – почти в рифму! И чтобы скрасить абсолютное бесклёвье, я честно «сдал» на всём периметре ЦПКиО все «клёвые» точки, сопроводив советами о том, как тут стоит подавать приманку.
Третье занятие мы провели на широком русле Большой Невки. Очень интересный участок с наличием (в определённые периоды) хорошего судака, окуня, щуки и, бывало, даже сазанов от 8 до 12 кг. Здесь мы уже просто ловили, а я отвечал на возникающие вопросы, наслаждаясь хорошей погодой и работой прекрасных спиннингов (в этот раз я взял для себя сенсорные – по вышеуказанной классификации – и ). Поклёвок, правда, так и не увидели, хотя пару раз хотелось выдать желаемое за действительное.
«Падаваны» честно тренировали работу по рельефу. Думаю, дальше курс можно продолжить и дистанционно, отвечая на конкретные вопросы. Лишь бы не слишком «завязали» (или зависали) в мировой сети. Но ребята хорошие, думаю, будут осторожны. А то недавно один мой хороший друг высказал крамольную версию, отчего я даже немного задумался. «Народу уже неинтересно ловить рыбу или любить женщин. Им интереснее смотреть, как делается то и другое». А по мне так это та же лень.
«Ротшильды», планомерно приучая нас, что счастье в количестве лайков, и спекулируя на нашей лени, всё толкают и толкают нас в пучину Ютуба и ТВ, где всё меньше пространства и поводов для собственных размышлений и всё больше «вредной пищи», забивающей извилины похлеще холестерина и мешающей свободному движению мысли. Закончу афоризмом В. Вишневского: «Это пропасть...Конкретнее - бездна...Выбирайте маршруты объезда».