Разделы

Статьи

Утомительный Углич

14 февраля 2015

Новость о том, что Чемпионат России 2015 года по зимней блесне пройдет в Угличе, хорошего настроения не добавляла. На турнире пятилетней давности, проходившем в этих же местах, уловы команд измерялись штуками окуней. А наша команда заняла последнее пятнадцатое место, при этом на второй тур мы вышли вдвоем с Михой. Сейнер тогда был выведен из строя по причине болезни. На том соревновании за два тура я поймал всего четыре окуня. Вот такие невеселые воспоминания. Но, как всегда, водоем будет одинаков для всех спортсменов. Зону ловли организаторы оставили точно такую же, как и в прошлый раз, обрезав все перспективные заливчики. Эта акватория была хорошо знакома по летним турнирам, что не позволяло надеяться на различного рода сюрпризы и приятные неожиданности. На таких знакомых местах тренировки превращаются в работу. Пробить правую часть. Пробить берег налево от базы. Пробить центральные гряды. И так далее. Каждый день одно и то же. Скучно. Единственным приятным моментом был средний размер окуня. В основном попадались окушки весом около 80 г.

Такое редко случается на соревнованиях, и это не могло не радовать.

Тренировок у меня лично получилось много. Сначала я выезжал на водоем с ребятами из другой питерской команды – Михой Федоровым и Сашей Гнеушевым. Потом у нас был выезд в составе нашей команды. Ну, и в заключение пара официальных тренировок уже непосредственно перед турами. Зная, что времени на тренировки будет много, я не сильно напрягался и тренировался в очень размеренном темпе. Первую тренировку я начал с больших ладожских блесен. Единичный окунь на них клевал. Поймать второго с лунки было нереально. Клевало редко. Перебирать блесны по такому клеву бесполезно. Но надо было что-то делать, и я перебирал. У меня ловилось лучше, чем у Михи и Саши. Поэтому, когда начались поклевки у них, я понимал, что мы нашли первый перспективный участок. Там я первый раз и поставил блесну, которая оказалась рабочей. Это была средних размеров маропедка длиной 48 мм и весом 3,6 г.

На нее следовали поклевки уже почти в каждой лунке. А однажды мне удалось поймать три окуня из одной лунки.

На этом подбор блесен можно было бы и закончить. Но дальше вмешалась «Рыболовная Магия». Мы пересеклись с ними на следующем перспективном участке. Эта встреча спутала мне все карты. Блесны конкурентов работали явно лучше моей. Если у «магов» получалось поймать с лунки по два-три окуня, то у меня выходило по одному-два в лучшем случае. Теперь мне придется колдовать с паяльником.

Если первый день тренировки мы пошли влево от базы, то второй день отправились в правую сторону. Ребята задержались в районе «секретной» михиной банки, где хорошо клевало летом, а я пошел дальше, в самый конец зоны. Клев был такой же унылый, как и вчера. Перебором блесен я уже не занимался, потому что больше одного окуня с лунки поймать не получалось. Ловил на вчерашнюю маропедку. Ближе к вечеру я перешел водохранилище и оказался на том самом поливе, где будут развиваться основные события на турнире.

Место мне сразу показалось перспективным. Здесь в некоторых лунках можно было поймать больше, чем одного окуня, но главное, рыба клевала равномерно по всему поливу. Это было однозначно самым лучшим участком водоема. На этом поливе мне удалось немного потестировать различные блесны, но ничего лучше вчерашней маропедки я не подобрал. А в завершении дня я умудрился эту рабочую блесну каким-то непостижимым образом оторвать. Леска 0,12 мм не выдержала окуня на 40 г. Видимо леска где-то перетерлась. На этом тренировки надо было и закончить, однако мы не ищем легких путей.

К следующему выезду на водохранилище блесну я спаял по памяти. Заодно на примере этой блесны написал статью про изготовление маропедок. Тогда я еще не верил в потенциал этой блесны, но нужен был какой-то условно рабочий вариант, чтобы от чего-то отталкиваться в дальнейшем. Сделал еще пару подобных блесен для сокомандников – Михи и Сейнера. И еще несколько маропедок с другими характеристиками. Сейнер, правда, в своем репертуаре оторвал эту блесну на первой поклевке и сразу был вынужден перебирать другие блесны. Планы на нашу совместную тренировку были грандиозными.

Надо было и балансиры проверить и нормальные блесны подобрать и центральные гряды пробить. Фактически же осмысленно сделать не получилось ничего. Я балансирами ловить не люблю, поэтому рассчитывал на ребят. А им по такому клеву было не до балансов. Поймать бы хоть что-нибудь. По сравнению с первой поездкой клев ухудшился раза в два. Теперь поймать больше десятка рыбок за день было за счастье. В общем, с балансирами не сложилось, ну и черт с ними. Распыляться на два вида приманок не всегда правильно. Именно по этой причине мы не смогли выиграть Кубок России на Можайском водохранилище в 2013 году. Лучше сконцентрироваться на блеснах.

Но и с блеснами получилась неопределенность. По такому клеву их было просто не подобрать. Мы, конечно, не ходили на перспективный полив, где планировали ловить уже на соревновании, а на других участках с рыбой было очень плохо. Отдельные пятачки были настолько локальными, что за рыбу обычно цеплялись только двое. Третий, как говорится, был уже лишним. Вот тут нас ожидала главная западня. Сейнер, как водится, сумел в последний день тренировки приспособиться к блесне и поймал целых восемнадцать окуней. Это выглядело прорывом. У меня с Михой было только по восемь. Если мы в основном ловили на маропедки около 45 мм длиной, то Сергей подобрал маленькую, но довольно широкую маропедку.

Эта блесна длиной 38 мм и весом 3 г. Вроде все логично. Зима набирает обороты. Клев окуня ухудшается. И он начинает лучше реагировать на маленькие блесны. Да и результат, как говорится, на лицо. Однако это были только наши догадки. Но в дальнейшем (уже на официальных тренировках) мы сконцентрировались на подборе подобных блесен.

Центральному рельефу много времени уделить так и не получилось. Была какая-то внутренняя уверенность, что он не сработает, поэтому пробивали его только эпизодически. Иногда там удавалось зацепиться за небольшие окуневые стайки, но впоследствии рыба с этих точек уходила. Размер и количество рыбы на найденных пятачках практически не отличались от «береговых» пятен. Где некоторые спортсмены умудрялись ловить окуней по полкило и больше я не представлял. У нас чаще случалось такое.

Зато почти всю береговую линию акватории соревнований мы пробили довольно подробно. На официальных тренировках нам оставалось проверить некоторые найденные локальные точки и пройтись по перспективному поливу, где планировали начинать ловлю. В принципе еще теплилась мысль, что мы сможем подобрать блесны, но я в это уже сам мало верил. Если мы не смогли разобраться с блеснами в неспешной обстановке на предварительных тренировках, то почему это должно получиться в суматохе официальных?

За два оставшихся дня произошло довольно много событий. Сначала у меня клюнул судак.

Хоть и не зачетный, но приятно. Потом, наконец-то, клюнул бонус. Окунь около килограмма никак не хотел заходить в лунку. Я, боясь оборвать блесну, не форсировал события, и в результате рыба сошла. Михе повезло меньше. У него окунь блесну оторвал. Причем это произошло дважды. Сначала леска порвалась на тюльпане. Миха ее поймал, но потом обрыв был уже возле блесны. Все-таки крупная рыба действительно есть. Встретили местного блеснильшика, который на наших глазах вытащил на балансир щуку около трехи.

Мы спросили: «Такое, наверное, только раз в месяц происходит?» На что он с улыбкой ответил: «Скорее, раз в три года!» А вот окуни у него в тот день совсем не ловились. Была всего пара поклевок. В очередной раз мы пересеклись с «Рыболовной магией». Владимир Морозов был встречен на центральных поливах, а не как обычно возле берега. На вопрос: «И как же здесь клюет?» он позвал меня и вручил мне свою удочку со словами: «А ты сам попробуй!». Я делаю взмах и сразу получаю четкую поклевку! Еще взмах – еще поклевка! Третий взмах – снова клюет. И так раз пять подряд. Рыба не засекалась. Я в шутку спрашиваю: «У тебя там крючков что ли нету?», он: «С крючками нам сегодня тренироваться нельзя, капитан запретил!» И действительно, балансир был без крючков.

Жалко балансик. Мы, конечно, попробовали пробуриться рядом, но все было без толку. На троих у нас была только одна холостая поклевка. Таким образом «маги» опять спутали все карты. Лучше бы мы с ними не встречались. Тема балансиров снова была открыта. Как же тяжело подбирать приманку по такому плохому клеву. Сейнер с Михой попытались переключиться на балансиры, и вроде даже что-то поймали. Я, несмотря ни на что, оставался верен блесне. В награду мне удалось попасть на лунку, где я поймал семь окуней подряд!

Первый раз мне попалась такая лунка за все тренировки. В соседних лунках клевали единичные окуни, но по эхолоту рыбы было много. Жаль, что это место нашли еще несколько команд. В конце тренировки мы прошлись по самому перспективному участку. Рыба на этом участке осталась, но ее стало заметно меньше по сравнению с первым днем, когда я вышел на это место. Огромный полив был почти весь перебурен. Завтра здесь будет борьба. Мы, как и большинство команд, тоже пойдем сюда. Цель – поймать по двадцать окуней на человека. Однако вечером появилась информация, что некоторые команды планируют ловить по три килограмма на каждого. Но мы – спортсмены опытные, поэтому сильно на такую браваду не ведемся и сохраняем спокойствие.

С блеснами, естественно остались непонятки. Маленькая блесна, на которую удалось хорошо отловиться Сейнеру, уже не имела такого преимущества. Моя первоначальная большая маропедка работала лучше. Но в последний день стабильней всех из нас отловился Миха. Его блесна была средних размеров – длина 43 мм, вес 3,1 г. Мы решили сделать ставку на нее. Пришлось мне всем делать такие блесны.

Со старта выяснилось, что у нас нет ни одной конкретной точки, которую надо обязательно занять первыми. Была одна зацепка в стороне, за которую я зацепился в последний день тренировки, но про нее никто не знал, поэтому с этого места не было смысла начинать. Пусть останется на сладкое. Решили остановиться рядом с командой «Студия спортивного спиннинга». Они часто хорошо вычисляют самое хорошее место на водоеме. А тут еще и «Рыбалка на Руси» оказалась неподалеку. Значит, и мы не должны промахнуться. Начинаем ловить. «ССС» начали лучше всех. У нас хорошо начал Миха. У Сергея похуже, но тоже дело движется. У меня только один окунь и пустой тычок. Вот этот пустой тычок очень сильно меня напряг. На тренировках рыбу почти всегда удавалось добить, а тут никак. Меняю блесну на свою первоначальную. В нее веры больше. Долго на месте не стоим, перемещаемся в надежде найти активную рыбу. Разбуренные участки нормального результата не приносят. Подходим оставленной на потом зацепке. Предположительно тут должна быть небольшая подводная грядка. Она находилась на некотором удалении от основной бровки, поэтому за нее никто не зацепился, и пятно было не «вскрыто». Точка сработала. Глубина тут уже около пяти метров. Самая рабочая для моей блесны по результатам тренировок. Окунь здесь клевал активно. С каждой лунки быстро ловилось от одного до четырех окуней. Темп ловли у меня был очень высокий. На тренировках я даже представить не мог, что здесь может быть такой клев. Такими темпами можно и четыре килограмма поймать. Несмотря на найденное пятно, дела у команды шли не очень хорошо. Если у меня было уже 1,5–2 кг, у Михи 1–1,5 кг, а у Сергея всего пять окуней. Половина тура к этому времени прошла. Рыба на пятне закончилась, Сейнер свою блесну так и может нормально разловить. Перспективы не радостные. В который раз получается, одна рабочая блесна на команду. Хорошо еще, что Миха как-то ловит, он к своей блесне успел приспособиться на тренировке. Со скрипом сердца отдаю Сереге блесну. Плакали мои четыре кила. Но результат Сейнера сейчас важнее. Теперь мы стали двигаться по нижней части бровки. Здесь остались небитые участки, а, значит, можно попасть на похожие пятачки с рыбой. Так и происходит. Только теперь Сейнер ловит, а я пытаюсь научить блесну ловить. Не получается ничего. Пустые лунки, тычки, сходы. На три пойманных окуня получилось пять сходов. Что-то не так. Но тут еще одна проблема возникла. Со стороны леса с большой скоростью в нашу сторону двигался экспресс.

Это была команда Ярославской области. Поравнявшись с нами, ребята встали поперек бровки и зацепили край пятна, который мы вальяжно не стали защищать. Ну, что нам, рыбы не хватит что ли? Обойдем их и найдем следующее пятно. Мы еще не представляли, как мы ошибались. У ярославцев сложилась простая логическая цепочка – ПКР знает, где рыба, их надо рубить. Как только мы начали движение, ярославский экспресс рванул с места и снова перерезал нам путь. При этом за рыбу мы еще не зацепились. Мы снова пошли в обход и снова уперлись в ярославцев. Тогда мы решили сменить тактику, и пошли в другую сторону. Но не тут-то было. Нас опять обогнали. Пришлось подождать, пока они не пробурятся, и объяснить ребятам, что мы еще сами не знаем, где рыба, и только пытаемся ее найти. Это помогло. В следующий раз нас обрубили только после того, как мы действительно попали на пятно и стали ловить. Последняя точка была хорошая. Даже я с никудышной блесной поймал пять окуней с лунки. Сейнер смог вытащить больше десятка. Только у Михи за целый день так и не было серий. Он все время ловил по одной-две штуки с лунки. Но веса у нас у всех получились очень ровные – 2,9–3 кг. Оказалось, что мы сыграли идеально, заняв после первого тура первые три места.

После такого результата наши соперники мысленно сдались. Теперь мы могли проиграть только самим себе. Я ко второму туру спаял всем нужные блесны. Отрыв от второго места был значительный. Нам надо было просто пойти на наши старые точки и поймать там по полтора-два килограмма. Такой план выглядел самым реальным и надежным. Рисковать и идти на непонятные запасные точки, не было никакого смысла.

Во второй день мы начали ловить бок о бок с ярославцами. Но теперь ребята уже в своем темпе перемещались по бровке, не сильно обращая на нас внимание. В общем-то, и поводов особых не было. Рыба, как и ожидалось, стала клевать значительно хуже. Мы с Сейнером постепенно полавливали, а вот Миха неожиданно ловить перестал. У него не клевало совсем. Появилась интрига. То ли замена блесны так сказалась, то ли активность окуня упала настолько, что его игра уже не работала. Миха играл заметно шире и резче. Видимо поэтому окунь и относился настороженно к его игре. Вчера еще с такой игрой можно было поймать одного-двух, но на большее активности окуней не хватало. А сегодня по перебитым местам окунь вообще не решался атаковать блесну. Неуверенности Михи придавала и смена блесны, он думал, что это может быть причиной. Мы с Сережей играли плавнее. На взмахе блесна должна была совсем чуть-чуть зависнуть. Скорее всего, при этом блесна занимала положение под каким-то углом к горизонту, но не полностью ложилась. Ощущение этого зависания блесны надо было запомнить и стараться повторить на последующих взмахах. Я ловил полностью по вчерашней схеме, не изобретая ничего нового. Сейнер же сумел подстроиться под изменившуюся активность и стал вырываться в лидеры. Настал его черед меняться с Михой блеснами. Но эта был больше психологический шаг. На этот раз блесны были одинаковые. Замена блесен ни к чему не привела. Серега ловил в прежнем темпе, если не в лучшем, а у Михи в улове была всего лишь одна незачетная плотва. Но зато теперь он точно понимал, что дело в игре. Однако результата это пока не давало. На данный момент мы проигрывали чемпионат. Нервничаем. Но зато хоть какие-то эмоции. Первый михин окунь был встречен с надеждой, а четвертый с облегчением. Пошло дело. Конец тура долавливали уже в более спокойной обстановке. Я так и не смог выйти на уровень ловли Сейнера. Больше пытался сыграть за счет перемещений. А надо было постараться включить голову, что мне очень тяжело делать на соревновании.

В итоге мы довольно уверенно смогли удержать свое первое место. При этом Сейнер стал первый в личном зачете, сыграв по турам 1+1, я занял третье место (3+6), а Миха опустился на восьмое – (2+24). На втором месте оказалась команда из Челябинской области, стабильно отыгравшая оба тура. А на третью ступень пьедестала ворвался ярославский экспресс в лице ребят из команды Ярославской области 2. Я очень рад за этих молодых ребят. Такое желание и напор обязательно будут давать результат.

Этот Чемпионат России для меня получился очень утомительным. Недаром говорят, что выиграть титул легче, чем его удержать. Сейчас сил было затрачено больше, чем полученных эмоций. Может быть, потому что не получилось настоящей борьбы. А, может, сказалось осознание того, что большая часть тренировок прошла впустую. Достаточно было всего первых двух дней. В первый день определилась блесна, во второй – место. От нас требовалось уже в процессе соревнования сориентироваться и понять, что рыбу надо искать на неразбуренных участках русловой бровки. Потом уже оказалось, что к глубине около пяти метров маропедка длиной 45–50 мм подходит лучше всего.

Ночной спиннинг на большой реке. Продолжение

13 февраля 2015

Когда я всерьёз увлёкся ночной ловлей судака, то, как и многие более опытные в этом направлении товарищи, в большинстве ситуаций отдавал предпочтение воблерам класса минноу и был, в общем-то, доволен результатом.  Читать

Горизонтальная революция. Продолжение (часть 2)

11 февраля 2015

Вроде ничего сложного. Чем больше масса, тем более сильные волны она может распространять и тем лучше рыболов «слышит» приманку на глубине.   Читать

Горизонтальная революция

6 февраля 2015

Всё большую и большую популярность в последнее время набирает зимняя ловля хищника из-подо льда на «летние» безлопастные пластиковые приманки.  Читать