Как играет и как играть?
Хотел сначала писать только о том, как играет VIB. Но получается, что нельзя этого сделать в отрыве от техники анимации. А техника анимации зависит от самой приманки, что, в общем-то, логично. Так что попытаемся рассмотреть вопрос игры самого VIBа и технику игры одновременно.
Для простоты понимания возьмём всем известную и понятную технику игры «потяжка вверх – сброс – пауза». Она применяется при ловле, как на блесну, так и на балансир.
Фото 24
Всем привычное «др-р-р» при потяжке вверх издают все приманки класса VIB. Одни более отчетливо, другие менее. Но чем больше глубина, тем этот «др-р-р» становится менее чётким. Для разных приманок нужна не только разная высота подъёма, но и его скорость. Есть приманки, которые вибрируют от самой лёгкой потяжки. Как пример – это DUO Slaver (фото 23). Жаль, приманка снята с производства. Очень хорошая модель. А есть VIBы, для которых, чтобы услышать их вибрацию, нужно приложить определённую скорость в потяжке. Это, к примеру, (фото 24).
Есть также некая зависимость игры от удельного веса приманки. Чем приманка легче, а свободного внутреннего объёма больше, тем проще её вывести на вибрацию. В основном это так, хотя бывают и исключения.
Хотелось бы вернуться к формам VIBов, а так же к такой конструктивной особенности, как наличие в головной части специальной площадки (фото 25а, 25б, 25в). При движении вода оказывая давление эту площадку, заставляет приманку вибрировать. Но, ни в коем случае нельзя говорить, что частота и амплитуда вибрации приманки зависит только от этой площадки. Это лишь одна из составляющих. Приманку надо рассматривать в комплексе тех конструктивных особенностей, о которых мы уже говорили ранее, а именно: формы, наличия или отсутствия акустических камер, их расположения (а, значит, и пустот внутри VIBа), расположения центра массы, а также общей массы приманки, так сказать, в полном сборе.
Фото 25а
Фото 25б
Фото 25в
Не стоит думать, что все без исключения приманки такого типа обладают этой ярко выраженной особенностью. К примеру, у серии площадка в головной части совсем небольшая, однако благодаря конструкции тела и огрузке приманка прекрасно вибрирует (фото 26). Или взять VIB от серии . Там вся верхняя часть приманки по сути своей – это плоскость воздействия для набегающих потоков (фото 27).
Фото 26
Фото 27
Однако вернёмся к практике. Всё чаще рыболовы начинают использовать флюорокарбон, тем более, что сейчас найти качественный «флюр» не проблема. С точки зрения зимней рыбалки плюсом является то, что флюорокарбон обмерзает меньше, чем монофильная леска, не говоря уже о плетёнке. И, конечно, несомненным достоинством «флюра» является меньшая растяжимость, чем у монофила, что при ловле на глубине плюс неоспоримый, как для качественной подсечки, так и для тактильной связи «рыболов-приманка». Но меня всегда волновал вопрос: а кто сказал, что при потяжке нужно обязательно добиться того, чтобы приманка на начальной стадии проводки издала этот уловимый в руку «др-р-р»? Назревает и следующий, в общем-то, логичный вопрос: а если этого «др-р-р» не будет, не будет и клёва?
Кто сказал, что это обязательное условие в начальной стадии проводки? Буду отталкиваться от своего опыта и опыта коллег. Совсем не обязательно непременно добиваться вибрации при потяжке. При игре приманкой я использую «др-р-р» всегда только для того, чтобы понять, не захлестнулся ли хвостовой или центральный тройник? Только и всего. Но часто читаю в Сети рыболовов, сильно сокрушающихся по поводу отсутствия ощутимой вибрации при потяжке. Да, конечно, можно для привлечения рыбы с некоторого расстояния использовать метод анимации, когда приманка сильно вибрирует. Но имейте в виду, на дворе не лето, рыба – существо холоднокровное, она сильно заторможена из-за низкой температуры воды. Так, может, всё же позволить приманке вести себя более спокойно, давая хищнику время на подготовку к атаке? Сколько раз видел, как чрезмерная игра буквально убивала перспективную точку. Рыба просто покидала место со слишком агрессивно ведущим себя объектом, тогда как медленная неспешная работа с увеличенными паузами, наоборот, давала результат.
Понятное дело, что при высокой активности хищника (рыболовы называют это скоротечное время «выходом»), игра может быть и с заметными огрехами. Порой, вообще не успеваешь приманку опустить в лунку до определённого уровня, как уже следует поклёвка! Но время безумного клёва всегда коротко и заканчивается неожиданно. А вот заставить взять приманку пассивного хищника – это уже мастерство!
Очень многие рыбаки думают, что VIBы играют так же, как и балансир. При потяжке вверх приманка с вибрацией уходит далеко в сторону, затем разворачивается и возвращается головой вперёд к исходной точке, проходит её дальше в другую сторону, снова разворачивается и снова возвращается к исходной точке. Получается траектория типа пресловутой балансирной «восьмёрки».
Вынужден многих расстроить. Это не совсем так, даже совсем не так. Да, есть модели, которые делают нечто похожее. Как правило, они обладают вытянутым телом и за счёт этого уход в сторону у них намного более выражен. Но чем более высокое тело мы имеем, тем меньше шансов на то, что приманка уйдёт далеко в сторону. Повторю ещё раз, VIB – это не балансир! А если учитывать ещё глубину ловли и толщину лески, то все движения VIBа сводятся больше к вертикальной составляющей, чем к горизонтальной.
Как я уже упоминал выше, многие рыболовы пытаются представить, как будет вести себя приманка, в частности, как далеко она способна уйти, в зависимости угла зависания приманки в воздухе при подвесе. Считается, что если она висит с чуть задранной головой, значит, будет хорошо уходить в сторону – и это хорошо. Если висит сугубо горизонтально, то «сойдёт». А вот на приманки, зависающие головой вниз смотрят тем хуже, чем больше этот крен, потому что в данном случае вертикальная составляющая будет преобладать над горизонтальной. Так считается. Глядя на приманку вне водной среды…
Но на самом деле такой строгой зависимости не существует. В качестве примера могу предложить красавца от японской фирмы (более подробно об этой приманке в следующий раз). В воде располагается с явным креном головной части вниз. Но, за счёт своей формы тела и грамотного расположения огрузки, демонстрирует явно выраженный уход в сторону с последующим возвратом в нулевую точку.
Порой, даже очень похожие по форме VIBы могут играть по-разному (выше я уже касался этой темы). А всё из-за того, что внутренняя начинка, центр тяжести и общий вес у них различен. Да что далеко ходить.
Фото 28
Вот пример двух моделей из одной серии, которые можно даже назвать близнецами с той разницей, что вес одного 10 г, а второго 13 г (фото 28). Первый играет более спокойно. Отклонение от вертикали у него зримо меньше, чем у собрата в 13 г. Более тяжёлый имеет игру заметно агрессивнее, больше уходит в сторону.
Обратная связь с ним с увеличением глубины намного лучше. Однако в коробочке рыболова-зимника должно быть место и более лёгкому собрату, так как, обладая более спокойной игрой, он вполне востребован при ловле пассивного хищника.
Как видите, мы снова и снова возвращаемся к техническим характеристикам VIBов, заложенным производителем, от которых, по большому счёту, и зависит их «зимняя» игра. И естественным продолжением этой темы будет ещё один ранее упомянутый фактор – объём свободного пространства внутри приманки.
Модели с одинаковым весом, казалось бы, должны ощущаться рыболовом почти одинаково независимо от формы тела. На самом деле наличие пустых полостей может сослужить и добрую и не очень службу.
-
При наличии внутри приманки таких объёмов (а это, в основном, акустические камеры), тактильная связь с приманкой становится менее отчетливой. Пустота внутри увеличивает плавучесть, и связь с приманкой становится менее чёткой.
-
Звук не всегда способствует улучшению клёва. Иногда всё происходит с точностью до наоборот.
-
При меньшей тактильной связи регистрация осторожных поклёвок может быть затруднена. В таком случае можно воспользоваться установленным заранее кивком.
Но есть и очевидный плюс. Как сказано выше, такие приманки, за счёт внутренних свободных пространств имеют большую плавучесть, а это означает, что они ощущаются как более лёгкие и работают более плавно, и выдержанно, например, могут даже чуть ложиться на бок в момент начала планирования при паузе. Другими словами, они могут быть максимально реалистичными. При пассивном хищнике – а он находится в этом состоянии зимой слишком часто, чем нам бы хотелось – это несомненный плюс, который с лихвой перечеркивает все небольшие недостатки. Знаю множество рыболовов, которые сознательно предпочитают именно такие, «облегчённые» модели.
Теперь обратим внимание на ещё один аспект игры. Как правило, при сбросе, за счёт того, что центр массы находится в головной части, приманка уходит вниз головой и чуть отклоняется от вертикали. Если высота при сбросе приличная, то ваша приманка даже может описывать головой некую спираль.
Потом период свободного падения заканчивается, VIB разворачивается и головой вперед возвращается в исходную точку. Это в теории.
На самом деле он может вернуться туда, простите, и «пятой точкой». Это зависит от высоты подъёма, вернее, в зависимости от расстояния, с которого он «сбрасывался». Кто-то скажет, что возврат «пятой точкой» – это плохо! Неужели? На этот случай мне вспоминаются балансиры, которые не всегда могут развернуться головой вперёд при возврате и, нет-нет, да и возвращаются в первоначальную точку, простите, «задницей». Причём, это и штатные модели, и очень дорогие модели ручной работы от лучших мастеров из Финляндии. И что вы думаете, клюёт от этого хуже? Вовсе нет. Мне не раз доводилось видеть под водой и хищников, и мирную рыбу, которые могли в опасности или ещё по каким-либо причинам при помощи плавников сдавать назад. Если такое движение есть в природе, называть его противоестественным я бы не стал ни в коем случае!
Я всегда ратую за то, чтобы мы, люди, как можно меньше переносили свои законы и наше мировоззрение в среду, где мы гости. Мы с рыбой абсолютно разные биологические организмы, наделенные разными возможностями от природы. И думать за рыбу, как это стараются делать многие рыболовы, пытаясь «объяснить» её поведенческие реакции, в корне не верно.
Для меня критерием работы приманки является не то, играет ли она согласно кем-то придуманным каким-то «каноническим правилам», а то, как она привлекает рыбу. В данном месте и в данное время. Это есть главный оценочный показатель приманки. Конечно, очень многое зависит от опыта рыболова. И все же можно вспомнить массу примеров, когда правильные, прекрасно играющие приманки рыбой полностью игнорировались. А невзрачные, ничего вроде бы из себя, на первый взгляд, не представляющие, вызывали ажиотажный интерес подводных обитателей.
Определенного критерия, как вы поняли, для анимации приманок класса VIB не существует. Для меня это приманка, как бы фантастически это не звучало, объединяющая в себе зимнюю блесну, балансир, безнасадочную мормышку и «чёртика». Главное, чего я стараюсь добиться, – чтобы при самой малой высоте подъёма она старалась развернуться практически на месте. Конечно, не все приманки при малой высоте подъёма способны разворачиваться на 180 градусов, тем более, если VIB не отличается в игре своей агрессивностью. При испытаниях в аквариуме заметил, что есть приманки, которые не делают полного полуоборота вокруг своей оси (180 градусов), а разворачиваются в районе плюс/минус 90 градусов. Поверьте, для хищника и этого более чем достаточно. На течении, понятно дело, ни о каком-либо намёке на разворот речи и быть не может.
Повторю, не стоит пытаться думать за хищника. Лучше попытаться создать такие движения удильником, чтобы в точности воспроизвести некоторые движения реального кормового объекта. Как раз вспоминается недавний случай. Практически целый день было полное отсутствие поклёвок, за исключением нескольких невнятных контактов, когда рыба только интересовалась приманкой, но никак не хотела «добираться». Т.е. рыба в этом месте была, но пассивная, и брать приманку отказывалась. Рассуждения, почему она так себя ведёт, и прочие причитания для меня уже давно стали третьестепенными. И тут мне вспомнилась умирающая жертва, которая бьётся в предсмертных судорогах. Наверняка многие видели, как мелкая раненая рыбёшка борется за жизнь из последних сил. То она несколько раз дернется, после чего медленно как бы оседает в толще воды, то двинется к поверхности и, теряя силы, вновь «сползает»… Похоже на проводку в стиле твичинг летом, согласитесь?
Выручила анимация следующего содержания. Двойной подброс вверх и плавное медленное опускание на натянутой леске. Никакого свободного сброса. Очень хочется соврать и написать, что после этого клевать стало «как на Черных камнях»! Конечно, нет, рыба была очень заторможенная, но, всё же, за полчаса удалось поймать пару небольших щук. На фоне всеобщего бесклёвья это был результат. Всегда приятно, когда работа рук не отстаёт от головы!
Поэтому сейчас, когда работаю с VIBом, стараюсь представить себе то, что в настоящее время делает под водой моя приманка, и постараться в силу своего умения и опыта, воссоздать виденное ранее. Как тот случай с раненым мальком. Т.е. несомненно, в анимации творческое начало должно присутствовать в большой степени. Часто даже проговариваю про себя, что вот, мол, малёк кормится у дна – и чуть касаюсь дна приманкой. А вот малёк оторвался от дна, чтобы догнать и схватить увлекаемый вверх кусочек чего-то съестного – и приманка короткими скачками пошла вверх, с недлинными паузами между подъёмами. Сил у жертвы мало, потому она неторопливо опускается вновь – и я медленно, на натянутой леске, чуть покачивая, опускаю VIB в исходную точку. Кто-то, прочитав это, покрутит у виска пальцем. Пусть это покажется моей личной блажью, но это работает. Дело в том, что проговаривая мысленно свои действия, мы находимся в очень сосредоточенном состоянии в момент проводки. Мы полностью контролируем процесс анимации. И это позволяет не только максимально точно передавать задуманное, но и эффективно реагировать на всякие изменения в игре, которые очень хорошо чувствуются сбалансированной снастью – и должны завершаться немедленной подсечкой! Ибо даже самые невнятные изменения в связи «рыболов-приманка» могут быть ничем иным, как интересом со стороны хищника, его желанием разобраться с нашей «игрушкой».
Разумеется, мы сейчас говорим о ловле в стоячей воде. При ловле на течении приманка занимает положение головой строго против него. И её движения, в отличие от стоячей воды, здесь различаются.
При потяжке вверх, VIB так же, с вибрацией или без, в зависимости от скорости подъёма, скорости течения, своего веса и ещё нескольких вводных, движется вверх. И даже чуть вперёд, если течение не очень сильное, а масса приманки приличная. Потом, при падении, старается вернуться в исходную точку вниз головой. За счёт течения приманка всё время находится в движении, занимая то или иное положение в бегущем потоке, поблескивая боками и очень напоминая небольшую рыбку, борющуюся с течением. Но вот, ни о каком развороте не может быть и речи. Чтобы примерно понять, как ведет себя VIB на течении, можно посмотреть, что происходит на воздухе при сильном ветре, который не так уж и редок на водоёмах на льду. VIB на леске всегда занимает положение головой строго против ветра, двигаясь чуть вправо или влево от набегающих воздушных потоков. Вот точно так же он ведёт себя и подо льдом.
Как правило, для ловли на течении используют более тяжёлые модели, массой до унции (28 г), и больше. Встретить VIBы тяжелее 28 г в морских сериях вообще не проблема! Можно ловить и более лёгкими, стравливая по течению приманку как можно дальше от лунки, привнося тем самым множество дополнительных способов анимации. Таким интересным опытом, и не только при ловле на VIBы, обладают рыболовы Волжского региона, в частности в Казани и окрестностях.
Итак, подведем некоторые итоги:
-
VIB – это не балансир.
-
Игра VIBов может существенно отличаться при одинаковом размере, но разном весе.
-
Игра VIBов может существенно отличаться в зависимости от наличия или отсутствия пустых полостей внутри конструкции, даже если вес и размер примерно одинаковые.
-
В игре VIBом не всегда полезны движения, придающие ему сильную вибрацию.
-
Приманки, обладающие возможностью при потяжке уходить верх и в сторону, по форме, как правило, представляют собой узкотелые VIBы.
-
Способность VIBа уходить в сторону от вертикали не зависит от того, какое положение занимает VIB относительно горизонтали (крен на нос, голову и строго горизонтальное положение).
-
Разворота приманки на «обязательные» 180 градусов может и не быть. Достаточно придания вялого движения головой, как бы только обозначающего разворот.
-
VIB – приманка анимационная, и очень многое зависит от инициативы самого рыболова, умения настроиться на оптимальную проводку и возможность сделать её хорошей сбалансированной снастью.
Думаю, что пока этого достаточно. Как мне кажется, уже и так, информации не мало, и тем, кто только начинает свой рыболовный путь с VIBом, нужна возможность её спокойно осмыслить.
Продолжение скоро следует.
14 февраля 2015
Фоторепортаж о путешествии по рекам Монголии.
Читать
14 февраля 2015
Отчет о прошедшем чемпионате России по ловле рыбы на блесну со льда.
Читать
13 февраля 2015
Когда я всерьёз увлёкся ночной ловлей судака, то, как и многие более опытные в этом направлении товарищи, в большинстве ситуаций отдавал предпочтение воблерам класса минноу и был, в общем-то, доволен результатом.
Читать