Разделы

Авторы

Теги

Ещё
Статьи

Ну что, про мнимые плюсы апгрейда поговорили, теперь пора взглянуть на оборотную сторону медали в разрезе замены одних деталей другими…

Для того, чтобы понять, в чём вся «соль», нужно иметь чёткое представление о том, что есть эти детали, и самое главное – какие у них особенности. Что такое подшипники, какого они бывают типа и прочая общая информация, думаю, многим хорошо знакома. В нашем же случае важны именно тонкости, в которых и кроются нужные нам ответы.

Попробую разложить всё по полочкам.

В современных рыболовных катушках, в подавляющем большинстве случаев, производителями устанавливаются подшипники следующих типов:

- радиальные шариковые подшипники качения (опоры шестерен, пиньона, валов, ролика ЛУ, кнобов, шпулей);

- радиальные роликовые и игольчатые подшипники качения (обгонная муфта или стопор обратного хода);

- радиальные подшипники скольжения граничного трения (различные втулки).

Шариковый подшипник качения открытого типа
и подшипник скольжения.

Роликовый подшипник качения.

Игольчатый подшипник качения.

В силу их конструктивных особенностей, отличающих одни от других, они все имеют различные достоинства и недостатки, на которые стоит обращать не малое внимание.

Так, например, шарикоподшипники способствуют более «лёгкому» вращению опирающихся на них деталей механизма, за счёт того, что в процессе их работы преимущественно возникает трение качения, имеющее меньшее сопротивление, что не скажешь про подшипники скольжения, в которых сопротивление трения значительно выше. В тоже время у подшипников качения способность демпфировать (гасить) колебания и ударные нагрузки в разы ниже, чем у подшипников скольжения, что обуславливает более ограниченный ресурс работы первых при прочих равных.

Ещё подшипники качения имеют ограниченную быстроходность, в отличие от подшипников скольжения, именно поэтому последние широко применяются в высокоскоростных приводах. Но самое главное – повышенная чувствительность подшипников качения к попаданию внутрь различных, скажем так, абразивов, которые могут вывести подшипник из строя в кротчайшие сроки, когда как у подшипников скольжения эта чувствительность минимальна, и именно благодаря их повышенной износостойкости они довольно часто встречаются даже в самой современной, и весьма недешевой технике. Но это лишь малая часть всего того, что касается подшипников и их отличительных особенностей. Если покопаться в учебниках по технической механике «поглубже», можно вообще нарыть целое «досье» на все типы и виды существующих подшипников, и тогда всё само встанет на места. Но, это не сейчас… Сейчас, всё же, я хочу коснуться вопроса именно всеобщей озабоченности замены втулок «шарами» и целесообразности этой процедуры.

Почему же многие так яро стремятся произвести эту процедуру, надеясь на то, что после этого катушка станет гораздо лучше, и, что якобы её положение в иерархии классовости поднимется как минимум на одну ступень выше? Я больше чем уверен, что в первую очередь это связано с бытующим, навязанным кем-то и когда-то, мнением на эту тему. Срабатывает, как говорится, наше любимое сарафанное радио. «А вот он поменял и у него лучше стало». Ну, поняли да, о чём я? Кроме того, рыболовы, в большинстве своём, народ далеко не глупый, и как минимум считать умеют. Многие умеют информацию получать, анализировать, и выносить из неё различные выводы. Так вот обсуждения о том, сколько в той или иной катушке подшипников, и что та, в которой их больше, будет лучше той, что с меньшим количеством «шаров», не редкость. Только вот вопрос: а что стало лучше-то? Почему (при прочих равных) катушку с меньшим количеством «шаров» в «кишках», так смело, но абсолютно слепо бракуют, вешая ей ярлык «ХУЖЕ»? Чем она хуже? Неужели на ту, в которой больше «шаров» рыба сама будет ловиться и в лодку запрыгивать? Нет, вы так же будете кидать, и выматывать приманку, пытаясь поймать рыбу. Понятное дело сравнивать катушки кардинально разных ценовых категорий, но нет же, эти дискуссии относятся чаще всего к одноклассникам, а то и вовсе к одинаковым моделям. Самое главное заменить и тешить себя, что теперь лучше, и лоббировать это в массы! Или, что ещё хуже, заявлять, что втулки – это плохо, а «шары» – хорошо.

А вот с технической точки зрения, к этому вопросу подходят не многие. Не все знают различные тонкости «подшипниковой кухни», такие например, что подшипники скольжения (втулки) предназначены для работы даже в воде; что втулки эти, порой, могут прожить в разы больший срок, чем «шары»; что обслужить подшипник скольжения куда гораздо проще, чем «шары»; что такое выбор посадки колец подшипников качения, какие бывают виды нагружения колец подшипников качения, и что выбор посадки напрямую зависит от вида нагружения. Но, зато все меняют, тюнингуют, апгрэйдят и других на это подбивают. А надо ли?

Вот простой пример из жизни: ДВС автомобиля и его коленчатый вал с вкладышами, выполняющими роль подшипника скольжения. Почему бы на коленвал, вместо этих вкладышей, не поставить шарикоподшипники? Они ведь лучше! Понятно, что это не возможно чисто физически, так как ШП не разъёмные и воткнуть их туда никак не получится, но даже если бы такая возможность была, сомневаюсь, что кто-то решился бы на такое. А всё почему? Да потому, что шарикоподшипник не способен к долгосрочной работе под воздействием таких ударных нагрузок. Получается, что ШП это не всегда хорошо и нужно. Ну да ладно, это всё пустяки, по сравнению с тем, что я вам сейчас скажу.

А знаете ли вы, что в наших с вами рыболовных катушках абсолютно все шарикоподшипники, независимо от того четыре их или четырнадцать, установлены не по «феншую»? Как вам такое заявление? Теперь объясняю. Разбирая катушку, и извлекая из неё шарикоподшипники, можно заметить, что все они свободно извлекаются и имеют небольшой зазор, что по науке считается не верным.

Подшипник извлекается без каких-либо усилий.

И здесь тоже спокойно.

В процессе работы подшипников возникает нагружение на их кольца, по виду которого и определяется выбор посадки подшипника – с натягом или с зазором. В силу того, что в процессе работы катушки, кольца подавляющего большинства шарикоподшипников, установленных в наших катушках, испытывают циркуляционное нагружение, эти ШП просто обязаны быть установлены с натягом как в корпус, так на вращающиеся валы. Только в таком случае эти подшипники будут правильно выполнять свою первоначальную функцию. Взять для примера те же шпули и подшпульные узлы. Как установлены в них подшипники? Свободно, имея небольшой зазор. Получается, что в таком случае весь смысл установки туда подшипника теряется, и мы не получаем правильного конечного результата. А вместо этого получаем больший вес (втулка гораздо легче шарикоподшипника), необходимость в более сложном уходе и обслуживании этой детали, и не долгий срок службы в виду наличия ударных нагрузок и неизбежного попадания в этот узел влаги и грязи.

Втулка подшпульного узла на катушке
Shimano Biomaster 4000.

Представьте сколько будет весить
шарикоподшипник такого размера.

Чтобы обслужить шарикоподшипники,
нужно их разобрать.

Втулки обслужить гораздо проще,
так как элемент этот не разборный.

То же самое касается и ролика лесоукладывателя, и кноба и прочих узлов, испытывающих нагрузки во время работы. Если уж и менять втулки на шары, например в кнобе, то в первую очередь нужно добиться правильной его посадки – без радиального, и с минимальным осевым зазорами, что обеспечит правильное распределение получаемой нагрузки, и предотвратит смещение колец подшипника относительно друг друга. Кроме того, это должен быть подшипник закрытого типа, но со съёмными пыльниками. В противном случае его наличие в этом узле не будет иметь смысла. Замена втулок на «шары» в шпуле и подшпульнике оправдана лишь в катушках ультралайт и экстраультралайт класса, где реально требуется мягкость и плавность вращения шпули при срабатывании фрикциона, но, опять же, строго соблюдая правила посадки этих подшипников. Но в УЛ классе обычно большинство рыболовов гонятся за уменьшением веса снасти.

Даже на катушке лайтового класса не вижу смысла производить замену. После нескольких десятков рыбалок никаких нареканий и проблем. Всё работает идеально.

В катушках более тяжёлых классов такой необходимости нет, и втулки, на протяжении многих лет, вполне прекрасно выполняют доверенную им функцию. В задней опоре пиньона (ведомой шестерни) замена втулки шаром просто необходима, и лучше, если подшипник будет установлен с натягом, тогда он будет работать правильно и долго (жаль не во всех катушках возможна реализация этой процедуры). А если он установлен не по «феншую», то какой вообще в нём смысл? Утверждения о том, что «шары» лучше втулок – это самые распространённые мифы. А мифами они являются в виду отсутствия какой-либо доказательной базы, построенной на практическом опыте. Тезисно – шарикоподшипники более шумные в процессе работы, более требовательны к уходу и не так просты в обслуживании как втулки, менее износостойки и к тому же ещё и дорогостоящи. А если узреть в корень? Не подумайте, я не противник шарикоподшипников, утверждающий, что «шары» это плохо и они совсем не нужны. Нужны, ещё как нужны, но только там, где они действительно нужны. Нет ничего идеального, и у обоих типов этих подшипников есть свои плюсы и минусы, только не все на них обращают внимание, действуя по шаблону «копировать – вставить».

В общем, резюмируя, хочу сказать то, что многим может не понравиться, но из песни слов не выкинешь. Не нужно думать, что вы умнее производителя, который к созданию катушки привлекал специалистов, имеющих нужное образование, знания, навыки и инструменты. Если производитель на стадии разработки заложил использование в определённых узлах катушки подшипники скольжения, значит, так оно и должно быть, ведь он (разработчик) пошёл на это осознанно, и не надо туда пихать «шары», думая, что от этого катушка станет лучше. Например, та же Daiwa 11 Freams никогда не станет «сертом», даже если вы воткнёте туда шесть дополнительных «шаров». Потратите деньги, время, по итогу получите катушку с большим весом, а «фримс» как был «фримсом», так им и останется. Если уж вы хотите хорошую катушку, то пойдите, и купите сразу хорошую, и не забивайте себе голову ненужными вещами. По деньгам то на то и выйдет, что шары докупать и ставить, что купить катушку классом выше. Но если вы тот ещё экспериментатор, то вынужден перед вами откланяться и пожелать удачи на «нелёгком» поприще катушечного тюнинговщика.

Берегите природу! Хороших вам рыбалок…

P.S. Я прекрасно понимаю, что найдутся специалисты, со мной не согласные. Если вы хотите подискутировать на эту тему – милости прошу, я есть почти во всех соцсетях, на самом «крутом» форуме рыболовов я тоже есть, так что пишите по любым вопросам, я буду рад конструктивному диалогу.

«Техмех» в продолжение темы катушек… Часть 1

2 ноября 2016

Темой этой публикации снова будут наши с вами рыболовные катушки.  Читать

Чемпионат России по ловле рыбы спиннингом с берега

7 октября 2016

С 22 по 25 сентября 2016 года прошёл Чемпионат России по ловле рыбы спиннингом с берега.  Читать

«Праздник для народУ», или Финальный этап «Кубка Pontoon21 – 2016» на Неве

9 сентября 2016

Отчёт о прошедшем "Кубке Pontoon21 - 2016".  Читать