Однажды дочка поставила меня в тупик вопросом: «Папа, а счастье, оно какого цвета?» Причём недвусмысленно поглядывая на куклу с платьем павлиньих расцветок. Я пытался объяснять, что колер счастья связан с.. уже не помню аргументов. Но она была явно уверена в своём ощущении цвета для счастья на тот момент. И для этого ей не надо вспоминать предыдущий жизненный опыт (свой и чужой), пытаться рассчитать будущий результат, в общем заниматься всем тем, чем мы, взрослые, занимаемся, упуская настоящее и отмахиваясь от подсознательных подсказок. Дочка не сопротивлялась своему внутреннему чувству – и это давало ей уверенность и счастье. Два ощущения, которые очень помогают по жизни в каждый текущий момент в любой деятельности.
Вот с такими размышлениями я хочу взойти на ристалище, на котором сломано столько копий, что Столетняя война в сравнение с ним – банальная потасовка в пивнушке. Эта битва называется «выбор цвета джиговых приманок».
Чем руководствуется рыболов в выборе колера? Обычно прошлым (я тогда-то поймал, дядя Вася говорил, прочитал на форуме). Некоторые следуют своему «счастливому цвету» из не-рыболовной жизни, будь то цвет галстука или машины. Третьи пытаются проводить параллель с расцветками местных подводных обитателей. Но рыба просто не может быть согласной с ними всеми одновременно в каждый текущий момент. Так чей цвет она сделает счастливым?
Что есть цвет?
Цвет - один из факторов, на который рыба может среагировать. Да, рыбы различают цвета, причём по-разному в зависимости от вида. Более того, некоторые исследователи поговаривают что и оттенки она различает. С другой стороны, известно, что не каждый цвет, как говорится, «долетит и до середины». По мере погружения на глубину из спектра первым угасает красный, а последним – фиолетовый, по порядку радуги. Поэтому если «дядя Вася» рекомендует оранжевый, но ни в коем случае не синий для глубокой ловли, то, скорее всего, это он про себя, а не про рыбу. Однако, вернёмся к оценке важности цвета. Да, бывают периоды, когда он глубоко вторичен – только кинь. Но, к сожалению, очень редки подобные «валтасаровы пиршества». Как грустно констатирует поговорка, всё чаще подтверждаемая временем: «В жизни бывает всякое, но с годами всё реже и реже».
В общем, чаще связка «движение-размер-форма-цвет» (расставил по алфавиту, чтоб не спорить о порядке) работает целиком, просто с разной степенью значимости каждого звена в каждом конкретном случае, ведь кроме глаз у рыбы есть ухо (внутреннее) и боковая линия, а воды в наших краях чаще мутные и заросшие, чем кристально-прозрачные и чистые. То есть наши рыбы привыкли полагаться не только на зрение. Но ведь и на зрение тоже…
«Мы выбираем…»
Наиболее творческая часть спиннингового электората избирает благородный (по Конфуцию) путь размышлений в поисках ответа на вопрос: от чего зависит уловистый цвет приманки данного момента? Уже на этом этапе стоит дать волю чувствам. Если что-то шепчет «и вот этот возьми…», то не упирайтесь сильно. В конце концов, сколько бы мы не пытались сопоставить оттенки кормовой базы или скоррелировать цвет воды с приманкой, в целом наши, казалось бы, хорошо продуманные выводы срабатывают реже, чем хотелось бы. Есть некие принципы подбора, но рыбалка не арифметика. Заранее не рассчитаешь, какой цвет спровоцирует хищника на атаку и, соответственно, сделает вас счастливым здесь и сейчас. Скорее, интуитивно угадаешь его прямо на месте… хотя, как известно, интуиция – это подсознательно накапливаемый опыт, который нашей повседневной логике не подчиняется, а сосуществует с ней параллельно, иногда совпадая в конечных выводах.
Вообще, если бы существовал какой-нибудь стопроцентно - топовый круглогодичный цвет, хищника в наших водоёмах уже не осталось бы, и русская щука стояла бы в реестре «краснокнижья» где-то между атлантическим осетром и латимерией.
«Спинным мозгом чувствую - блондинка»
Давайте разберём привлекательность приманки на составляющие. Размер и подача – факторы взаимосвязанные. Я бы сказал, что подача приманки – это практически самый основной элемент джиговой ловли. А цвет? При равных вышеуказанных составляющих? Ведь у большинства рыболовов случались ситуации, когда при переборе вдруг что-то толкало руку к определённому цвету (часто нестандартному), и он как «сим-сим» отворял дверь в подводную пещеру удачи, уважения и зависти окружающих. Интуитивное сиюминутное чувство делало рыболова счастливым.
Вспоминается эпизодическая зарисовка дневной судачьей ловли в устье Волхова. Тогда подавляющее большинство моих знакомых пытались поймать судака на стандартно-яркие цвета Bass Asassin. А меня провидение (или интуиция, но уж точно не тяжкие рассуждения) дёрнуло поставить оставшийся от бассовых путешествий грязно-серый Xlaver (Megabass).
Напарник, приверженец логики прошлого опыта, посмеялся: «Судак же его не увидит, да и вообще он не играет – пятки нет». Дальше смеялся я: ни одной проводки не обошлось без поклёвки или рыбы. Давно, правда, это было, но заставило задуматься.
Так что на мой взгляд, нужная цветовая палитра не может быть нами предсказана с высокой вероятностью для каждого конкретного случая. И большинство оперирует стандартными наработками прошлого. Чаще всего я вижу на чужих спиннингах «перламутр», «зелень», «морковку», «черноспинку», «нигрол». Да и что такого интересного могли представить «столпы давно минувших дней» - Mann's, Relax, Bass Asassin и их имитаторы? Приучили народ – народ вроде и доволен морковной диетой.
Поклёвывает же, так зачем ориентироваться на интуицию (к ней я отношу и возникающее желание думать нестандартно)…
Но любознательному рыболову рано и поздно должна прийти в голову мысль: а что, если есть цвет, заменяющий несколько старорежимных фаворитов? И мысль эта пришла. И в результате народ стал изучать японские цветовые ряды в дополнение к практичным американским «копытам». Только вот к нам это разнообразие оттенков и сочетаний особо не попадало или стоило дороговато, что тоже не способствовало его изучению. Силиконовую бабушку-Тортилу рАссейского болота, как всегда, «взлохматил» Pontoon21. Надо заметить, что приученным к убогой однотипной палитре рыболовам изначально даже в голову не приходило уйти от стандартной схемы восприятия цвета. Смотрели на Pontoon’ные цвета и качали головами, мол, «нафига…». А зря!
Лирическое отступление:
Уж сколько стереотипов мне пришлось порушить – не упомню. Российский спиннингист косен, самолюбив и упёрт до безобразия. Да, это тоже можно назвать стереотипом. Но ведь действительно таких много. «Но у меня же клюёт!». А ничего, что у меня рядом втрое больше поклёвок за то же время? И вот потом, не признаваясь себе в ренегатстве, он втихаря бежит в магазин, попутно объясняя сотоварищам, что нашёл этот цвет благодаря многодневным экспериментам. Смешные... Только спортсмены немного более продвинуты.
Лирическое отступление закончено
Поговорим о пользе многоцветных решений.
Для создания оригинальной мягкой пластиковой приманки, безусловно, одного желания мало. Нужны знания. Умные разработчики понимают, что основу палитры надо обдумывать уже на первом этапе, когда определяется целевое предназначение модели – и делают это в привязке к форме и размеру. Вот тогда получается . Её «приход» можно было сравнить с небольшим ядерным взрывом… после которого возникают, как нас уверяют в страшилках, всякие мутанты. Вот и после таких мутантов-подделок-имитаций полезло как из «пространственного разлома». Но! Но… рыба различает не только цвета, но и оттенки. И, как бы это не показалось странным нам, людям, даже блёстки и «перец» (черные вкрапления), их размер и насыщенность тоже играют свою роль. Возможно, они дольше остаются заметными на глубине или расстоянии. Возможно, они в нужных долях меняют пластичность или плотность материала, что помогает игре. Я не знаю, лишь предполагаю. Но факт, что те же самые сочетания и оттенки как у Pontoon’овского «силикона» ни у кого не получилось подделать в точности.
Ну не сделаешь так «на коленке». Отчасти потому, что тем, кто шлёпает подделки, образование не позволяет даже предположить совокупность каких факторов на что влияет. Отчасти потому, что они и покупателя своего считают таким как они сами – утлым в мыслях и нетребовательным в желаниях.
Если внимательно рассмотреть карту цветов Pontoon'овского «силикона» у разных моделей, окажется что каждый колер имеет минимум три оттенка, если не считать вкраплений во многих цветах. Взять хотя бы стандартный белый цвет, уловистый на многих водоёмах. В Pontoon21 есть цвет 118. Вроде белый. Рассмотрите, рассмотрите, да повнимательнее! Дал я наводочку друзьям с Нарвского - любителям «перламутра». Рассказать, что дальше было?
А «черноспинка-натурал»? Да в линейке цветовых решений минимум 10 вариантов, и все разные! А пресловутый «арбуз»? У кого раньше было такое цветовое решение?
Теперь смотрю, уже по фейкам разошёлся. Только незрелый арбуз у них получился – суть не ухватили.
Немного повторюсь «по следам прошлых публикаций». Цвет – это фактор для прицельной дальности, позволяющий хищнику заранее подготовиться к атаке и встать в боевую позицию. Чем дальше хищник заметил объект, тем выше шанс, что он его атакует из-за голода, агрессии, любопытства. Своего рода аперитив, пробуждающий аппетит и интерес. И точно так же, как нюансы проводки создают волну механических колебаний, свет (электромагнитная волна), попадая на окрашенную приманку, создаёт нюансы её цветового отображения в глазах хищника. Задача – обнаружить такое их сочетание, которое не только добежит до хищника, но и настроит его на нужную поведенческую волну «атаковать и заглотить». Тут и наступает момент ощущения уверенного счастья.
В лапах диктатуры
У каждого спиннингиста есть несколько «любимых жён». По мере надобности какая-то из них назначается «старшей». В хитро-построенной палитре Pontoon21 при всём используемом мной разнообразии, у меня есть один цвет, который, можно сказать, самоназначился на эту должность, настолько уверенно он превалировал над остальными без всяких искусственных привилегий с моей стороны. А именно – #439!
Я сразу отметил этот цвет как потенциально-перспективный, хотя в список особо приоритетных он не попал. Яркие цвета мне вообще не нравятся, поэтому я использовал его чаще в проверочно-тестовом режиме параллельно с другими, более интересными (желательно нестандартными) на мой взгляд цветовыми вариантами. И не могу сказать, что по сравнению со, скажем, #118, #105, #203, #429 или #441 расцветками, этот #439 выдавал выдающиеся результаты. Разве что один интересный случай на Нарове, когда я на него поймал самую крупную рыбу (при полном бесклёвье), да и то я больше грешил на смену типа приманки: вместо поставил .
«Звоночек сверху» прозвучал на осенних речках, когда щука ушла в «режим самоизоляции». Причём поставил я #439 в самую последнюю очередь. Не по долгому размышлению. Скорее, интуитивно. Вот захотелось. И в дальнейшем либо самая крупная рыба (материал в блоге «Об изменяемой стреловидности…), либо вообще внимание хищника (при полной стагнации) в джиговой ловле на осенних рыбалках у меня случались именно благодаря этому оттенку зелени.
Искушённый читатель саркастически хмыкнет: «Видели мы, мол, это цвет в линейках других фирм!». Вы знаете, и я видел. Грустно висящим на шнурах у ловящих рядом. Разумеется, не исключаю, что срабатывали игра и форма Pontoon'овского «силикона». Но у меня-то и другие цвета тех же моделей были… И всё равно этот #439 переигрывал. То есть всё-таки в цепочке «движение-размер-форма-цвет» заключительный фактор работает, и, возможно, не в последнюю очередь, причём вплоть до оттенка.
В общем, создавалась цветовая схема линейки, несомненно, талантливыми художниками с хорошим образованием и отличным «чувством рыбы». Ловить своими приманками они собирались действительно в первую очередь именно её. А кто из рыболовов попался – так они невиноватые… «он сам пришёл» (С).
Этот год при всём моём сопротивлении догмам снова начался диктатом 439-го цвета. Причём диктата деспотического, если не сказать хуже. Даже подготовка к проводимым мною занятиям на Неве (материал в блоге «Вопреки Фрейду 2…») принесла мне двухкилограммовую щуку, без преувеличения совершенно неожиданную, ведь гонял я мелкий 1,5-дюймовый твистерок… зато именно этого цвета, хотя, честное слово, взял его из коробки без всяких нетерпеливых надежд. Просто рука сама потянулась.
И я перестал сопротивляться. Ну кто ж в здравом уме будет сопротивляться Дао?
Снятия весеннего запреты мы, спиннингисты, с годами ждём уже нетерпеливее юношеских свиданий. 3..2..1..Пошёл! Я не просто пошёл – полетел. Скажу сразу, что мне, записному джигиту со стажем (аж с прошлого тысячелетия!), интереснее поймать на воблер, или на что-либо новое, или на необычное. Щука не стала считаться с моими интересами. Да, поймал я небольшую щучку на , но только потому, что зубастой уже было легче взять, чем объяснить, что ей этого не хочется (женск.).
Всё остальное – только джиг и 439й колер. В этот раз в фаворе оказался не только . «кушалась» с не мЕньшим аппетитом.
Остальные цвета – зеро. Я думаю, что в тот момент тип приманки, пусть он проверенный и правильно подаваемый, был вторичен. Выйти в горизонт атаки из неактивного состояния позволял только замечаемый издали цвет. Но ведь этот оттенок зелёного не самый яркий (как красный), не самый «глубоко-проникающий» (как фиолетовый), в общем, далёк крайностей. По здравому человечьему размышлению, если выбирать цвет, заметный издали, то уж всяко не такой. Но замечали щуки именно его и именно что с приличных расстояний. Я злобствовал, буйствовал («Так терапевт разбушевался, что на хирурга стал похож» (с), но супротив фактов…
В принципе эксперимент продолжается, и я никоим образом не пытаюсь рекламировать данный цвет. Ехало-болело! Просто рассказываю о конкретном временном промежутке, о МОИХ рыбалках и МОИХ наблюдениях. А то получится, как с . Написал, а потом другие модели есть в наличии, а эту как корова языком… А хотел в подарок другу…
Чувственный выбор
В линейке цветовых решений «силиконовых» приманок Pontoon21 великое множество необычных (и, вполне вероятно, уловистых) вариаций совмещения цветов и оттенков. На любой вкус, регион и рыбу. Как школ живописи в Эрмитаже, Русском музее и Лувре, вместе взятых. Что важно – именно школ, а не случайно намалёванных картинок, то есть как бы не казались кому-то сочетания необычными или ненужными (как, кстати, поначалу было с «арбузом»), каждый цвет у Pontoon21 имеет свой резон и не случаен. Что ещё важнее – явно «привязан» к всё той же цепочке «движение-размер-форма-цвет». Оттого конструкции этого «силикона» и оригинальные, и проверено-уловистые. И не старайтесь придумывать обоснования условий применения каждого цвета. Во-первых, их много. Во-вторых, толком всё равно не обоснуете. Так что прочь косность. Не упирайтесь в один типаж, или размер, или цвет. Меняйте, проверяйте. Рабочих вариантов больше, чем один, во всяком случае у Pontoon21. Как на них наткнуться? Мне всё чаще кажется, что надо давать волю «шестому чувству», интуиции, Провидению или как там ещё назвать то, что вдруг подталкивает руку к тому или иному выбору.
Не пытайтесь умом осознать, почему вдруг захотелось поставить цвет, не укладывающийся ни в какие кажущиеся вполне логичными цепочки с былинным оттенком своего и чужого опыта. Стандарты прошлого довлеют лишь над примитивным сознанием, а рыбалка – это творческая составляющая личности. Сальери, как известно, «музыку разъял как труп», пытаясь проверить её алгеброй – и сам понял, что упустил чувство вдохновения. Не повторяйте его ошибок – не подсыпайте… ой, не то… не отказывайтесь дать волю своей интуиции и воображению.