Я никогда не понимал рыболовов, которые готовы почти на все ради ловли семги на Кольском полуострове. На мой взгляд, эта ловля чем-то похоже на ловлю прудовой форели на каком-нибудь платнике. Если рыбу запустили (хороший ход семги), то с уловом практически все. Если зарыбления не было (семга еще не зашла), то клева совсем нет. Простора для творчества маловато… Конечно, семга будет сопротивляться сильнее, чем форель, но для меня этот аспект находится далеко не на первом месте. И если уж брать во внимание сопротивление рыбы, то лучше сразу поехать на морскую рыбалку.
Но одно дело, когда рассуждаешь по рассказам знакомых, и совсем другое, когда попробуешь сам. Такая возможность у меня появилась неожиданно, и я рискнул попробовать. Ну, не понравится ловить семгу, буду ловить хариуса. Да и вообще сменить обстановку и оказаться за полярным кругом, должно быть, интересно. Воображение уже начинало рисовать порожистые северные речки и одинокие карликовые березки на каменных берегах. Дополнительную интригу добавляла конечная часть предполагаемого маршрута. Последние десять километров пути предстояло идти пешком через болота, неся на себе все снаряжение и провизию. До этого мне никогда не доводилось совершать такие переходы. Вот и посмотрим, как все получится.
Сборы много времени не заняли, и вперед, за приключениями! На электричке я доезжаю до Волховстроя, где меня подхватывают Артем Мишин и Дмитрий Давыдов. Вместе мы доезжаем до Кандалакши. Там встречаемся с остальными участниками экспедиции и пересаживаемся на «буханки», на которых нам предстоит проехать еще 260 км. Поначалу я этому переезду особого внимания не уделял. Только показалось подозрительным, что сопровождающий нас егерь сразу развернул коврик и лег на пол. После того как мы проехали первые 170 км, машина свернула на грунтовку и водитель весело сказал: «А вот теперь поедем!».
Болтанка была такая, что сидеть было просто невозможно. Теперь стало объяснимо поведение егеря. Постепенно в пассажирском отсеке все заняли лежачее положение, кто на полу, кто на скамейках. Но на скамейках тоже было непросто удержаться. Мне пришлось мастерить веревочную ручку, чтобы не свалиться на нижележащих пассажиров.
На вопрос, сколько нам времени так придется ехать, егерь невозмутимо отвечал, что всего около пяти часов!!! После двух часов тряски я потерял счет времени и начал впадать в полузабытье. Каким образом мне удалось перенести эту поездку, не знаю, зато выйти из машины было настоящим счастьем. Дальнейший трехчасовой поход через болото с 25-килограммовым рюкзаком показался приятной прогулкой.
Хотя многие придерживались другого мнения. Особенно тяжело пришлось Артему. Он еще дополнительно к своим вещам нес аппаратуру для съемок.
Место для лагеря меня слегка удивило. Палатки расставляли на подножии торчащего из болота пригорка. А воду для чая приходилось брать из болотины. Но на вкус она была вполне нормальной. Приятным дополнением к чаю была не опавшая за зиму брусника, которую кроме меня почему-то никто не ел. После долгой дороги большинство участников нашей экспедиции остались спать и восстанавливать силы. Мне же не терпелось увидеть речку, куда я и отправился в компании двух наших водителей. И вот мы оказываемся на берегу.
Разочарованию моему не было предела. Вместо порожистой речки и каменных берегов я увидел перед собой самую обычную речку, каких немало и в Ленинградской области. Перекатов нет, на дне трава, а подводные камни обросли какими-то бурыми водорослями. И вообще природа Карельского перешейка, на мой взгляд, будет посимпатичней. И ради чего стоило сюда добираться?
Эта мысль была прервана сильными плюхами вываживаемой семги. Отличился Сергей. Рыбина довольно легко позволила подвести себя ближе к берегу, но дальше упиралась на всю катушку. Впрочем, это продолжалось недолго – прочная снасть и опыт рыболова взяли свое. Вскоре отличился и второй водитель – Олег. Со стороны ловля выглядела довольно просто. Заброс колебалки под противоположный берег и равномерная проводка так, чтобы блесна проходила как можно ближе ко дну. То же самое стал делать и я. Однако рыба у меня клевать не торопилась. Зато мне регулярно приходилось снимать бурую тину с тройника блесны, пока не получилось нащупать нужный горизонт проводки. Вот, наконец, случилась поклевка и у меня. Сначала был небольшой задев блесны, после чего семга уверенно схватила приманку. Мне также удалось быстро подвести рыбу к берегу, прежде чем я почувствовал всю ее силу. Последние метры семга обороняла особо яростно, около минуты она сохраняла безопасную для себя дистанцию. Но силы рыбы все-таки не беспредельны, и семга оказывается в моих руках. Первая моя семга!
Многие в этот момент испытали бы особую радость и удовлетворение, я же подобных чувств не испытывал. Было просто приятно поймать новую для себя рыбу. Уж больно легко достался мне этот трофей. Не было ни поиска места, ни подбора приманки. Правильно подобранная снасть позволила без каких-либо затруднений вывести рыбу. Возможно, что утомительная дорога притупила мои чувства, но в лагерь я возвращался именно с такими мыслями.
Теперь уже усталость срубила и меня. Когда, проснувшись, я вышел из палатки, то резко обнаружилась еще одна неприятная неожиданность. Это были комары.
Не просто комары, а настоящие арктические комары! Дело в том, что в окрестностях Санкт-Петербурга комары появляются, только когда ночные температуры перевалят за +10 градусов. Здесь же температура была от нуля до +10, а комары вылетали, как только становилось теплее +5. Не иначе как арктические. А я ведь в магазине перед поездкой даже примерял накомарник, но брать не стал, т.к. обещали холодную погоду. Хорошо хоть взял полупустой баллончик репеллента на всякий случай.
Следующий выход на речку был совместным. На рыбалку отправились все участники экспедиции. Тут стало понятно, что хорошего клева ожидать не приходится. Рыба то ли еще не зашла, то ли уже прошла. Редкие поклевки происходили у тех рыболовов, кто первыми облавливали перспективные участки. В основном поклевки происходили в местах сужения речки или на глубоких приямках. После поимки одной-двух рыбин можно было смело искать следующую интересную точку. Подобрать по такому клеву приманку или поэкспериментировать с проводкой было практически нереально. Я попробовал переключиться на план «Б» – ловля хариуса.
Хариус выдавал свое присутствие редкими всплесками. Эта тема была для меня практически родной, и, казалось, что здесь можно хорошо «оторваться» по хариусу. На деле все получилось иначе. Сначала попался вездесущий окушок.
Хариус совсем недавно отнерестился и пока не спешил активничать. Капризничал он еще сильнее, чем на моих домашних речках. Вертушки игнорировал полностью, а на резину реагировал только на задержках перед его носом.
Несколько штук я поймал, но это было совсем не то, что ожидалось. Да и размер рыбы не почти не отличался от привычного размера хариусов на речках Ленинградской области. Мне стало совсем грустно. Приехал черти куда, рыба толком не ловится, постоянно жрут комары... Я уже начал жалеть, что вписался в эту авантюру.
Пошел второй день нашего пребывания за полярным кругом. Вернее сказать, пошли вторые сутки. Здесь в это время солнце полностью уже не заходит за горизонт – наступает полярный день. Условный день от условной ночи отличается только тем, что ночью становится заметно холоднее. Пропадают комары, зато начинают мерзнуть руки. Но пофилософствовать у костерка на различные темы было очень комфортно. Полярный день мне очень понравился. В повседневной жизни мне никогда не хватает продолжительности дня, а тут можно ложиться спать, когда захочется.
Постепенно я начал привыкать к речке и искать в ловле положительные моменты. Хоть я никогда раньше не ловил семгу, но со снастями удалось попасть в самую точку. От знакомых я получил много разной информации, поэтому на всякий случай взял с собой три спиннинга. Самый мощный – до 32 г, средний – до 21 г, легкий – до 17,5 г. Легкий я сначала не хотел с собой брать. Зачем для ловли семги нужен спиннинг с тестом до 17 граммов? Но именно он мне понравился больше всего в данных условиях. Начинал ловлю я с , и меня все устраивало. Но Артем посоветовал попробовать половить на . Я попробовал и оценил разницу. С забросом колебалок весом 16–30 г спиннинг справлялся без проблем. А вот по весу он был заметно легче, чем . На рыбе спиннинг хорошо отрабатывал всем бланком. Возможно, что форсировать вываживание им не очень удобно, но в данных условиях этого нигде и не требовалось. Удилище так хорошо легло мне в руку, что я им ловил уже до конца экспедиции.
Леску я использовал диаметром 0,28 мм. Поставить более толстую леску или шнур у меня желания не возникало. Большого выбора катушек у меня не нет, поэтому я взял . Такой комплект отработал в течение четырех дней без сбоев и нареканий.
О нужных приманках для ловли семги я имел мало представления, положившись на выбор Димы и Артема. С собой у меня было только несколько колебалок . Ребята привезли с собой на пробу большой выбор колебалок Pontoon21 3D Spoon: , , . Также имелись и воблеры: DUO Spearhead Ryuki, Pontoon21 Crackjack, , .
По плохому клеву разобраться с приманками было непросто. Начинали ловить с традиционных колебалок. Мне, естественно, сразу не понравилось заводское исполнение колебалок. На мой взгляд, игра у них была слишком широкая. Но чтобы исправить этот недочет мне хватило всего пару камней, которых на берегу было в достатке. Однако скоро я понял, что не в этом дело, и перестал плющить колебалки. На них также хорошо клевало и без моей «доработки». В фавориты у меня вырвались блесны модели . И лучше всего работали тяжелые варианты – 28–30 г.
Определиться с нужной проводкой так толком и не получилось. Я очень долго старался подобрать какой-нибудть «рванный» ритм со сбоем игры, но особых дивидендов это не приносило, семга хорошо реагировала на простую равномерную проводку. Более того, рыба не пропускала и быстро двигающиеся приманки. Один из наших рыболовов, который прежде никогда не ловил на спиннинг, по неопытности крутил катушку быстрее всех. Так вот его результаты были лучше чем, у многих завсегдатаев этих мест.
Третьи сутки нашего пребывания на Кольском полуострове для меня оказались наиболее удачными. Во-первых, поднялся ветер и немного сдул комаров. Во-вторых, я привык к речке, знал, что от нее можно ожидать, и она меня уже не раздражала. В-третьих, мы выдвинулись на рыбалку на новый участок, и там гораздо лучше клевала рыба.
Начало рыбалки сразу получилось удачным. Практически на первых забросах мы с Димой одновременно зацепили по семге. Дальше был трехкилометровый переход по берегу речки, во время которого я облизывался на шикарные хариусовые места.
На новом месте речка разливалась широко. Большая часть разлива представляла собой мелководный перекат с глубиной по колено, и только под противоположным берегом находилась глубокая канавка. Понятно, что семга должна быть там. Чтобы сделать нормальный заброс приходилось заходить в речку почти на 50 м – до начала углубления. Идти по колено в воде по скользким камням быстро не получается. Пока я приближался к нужному месту, семга выдала себя сильным всплеском. Заброс чуть выше и рыба сразу надежно атакует блесну. А вот теперь начинается самое интересное. Чтобы заснять рыбу на камеру ее приходится вываживать до самого берега, где поджидает оператор. Семга в съемках фильма никак не заинтересована и не желает покидать глубоководный участок. Вываживание длится несколько минут и поначалу кажется интересным. Но искусство требует жертв и одной семги для фильма, естественно, мало. Значит опять нужно отправляться к заветной канавке. Место очень хорошее. Чувствуется, что следующей поклевки долго ждать не придется. Так и происходит. И опять у нас с Димой случается дуплет. Тянем рыбу параллельными курсами. Долгое вываживание, съемки, позирование и снова в речку за новой рыбой. Теперь хочется поймать хоть одну семгу на воблер. Они до сих пор оставались неразловленными. Я выбрал DUO Spearhead Ryuki 80S (DUO-SPHR-80S-D525). Поклевка произошла на втором забросе. Сначала холостой удар, а через секунду уверенная поклевка. Такие поклевки у меня случались чаще всего. Каких-то резких ударов или рывков никогда не было. Семга как бы спокойно брала свое. В этот раз попалась рыбина покрупнее.
Раза три–четыре она сматывала несколько метров лески, возвращаясь на глубину. Пока я дотащил ее до берега у меня реально устали руки. Ну, какой в этом может быть интерес? Это примерно как огород на даче копать. Эта семга была весом около пяти килограмм. А была бы она в два раза больше, мне пришлось бы с ней почти полчаса возиться. Я могу понять, когда такую поклевку ждешь годами, готовишься к ней, выслеживаешь рыбу как охотник свой трофей. А тут на место привели, куда забрасывать показали. Не по мне такая ловля. Идти еще раз на середину речки, чтобы поймать очередную семгу мне совсем не хотелось, и я переключился на хариусов.
Для ловли хариуса я взял с собой наиболее универсальный легкий спиннинг . Леска диаметром 0,14 мм. Катушка – .
Из приманок был привычный набор – вертушки, силикон и немного небольших воблерков. Сегодня активность хариуса была выше, чем в предыдущие два дня. Это было заметно по увеличившемуся количеству хариусовых всплесков. Практически каждый всплеск гарантировал поклевку. В некоторых местах можно было даже экспериментировать и подбирать вертушки. Как же все-таки приятно половить хариуса. Заброс вертушки апстримом выше всплеска и проводка на самых медленных оборотах лепестка. Вот уже леска занимает перпендикулярное к берегу положение. Вертушка движется максимально глубоко и медленно. В этот момент равномерное вращение лепестка прерывается резкой поклевкой. Тут же рыба начинает бросаться в разные стороны, ища спасение в подводной траве. Но спиннинг отрабатывает, как положено, и вот уже хариус оказывается у меня в руках.
Не меньший интерес доставляет и ловля на резину. Вот струя выносит приманку на более спокойный участок. Сейчас необходимо задержать приманку на месте, и в тоже время не дать ей лечь на дно или подняться на поверхность. Поклевка ощущается не всегда. Часто, кажется, что случился зацеп за траву. Вдруг зацеп оживает и начинает упорно сопротивляться. Вот это рыбалка! Не надо полдня ждать одной поклевки. Когда хариус активен, то с одного места ловится по несколько рыбок. Можно и приманки подобрать, и с проводкой поэкспериментировать. И ловить без усталости можно хоть целые сутки. Но целые сутки ловить не получилось. С вечерним похолоданием активность хариуса резко упала. Пришлось возвращаться в лагерь. И пусть размер трофеев не был выдающимся, но удовольствие я получил!
Последний день рыбалки проходил около базы на уже обловленных местах. Хорошего клева не ожидалось, поэтому я сразу настроился на хариуса. Да и большую часть своих колебалок я отдал жаждущим. После вчерашнего удачного дня наши семужьи блесны пользовались большой популярностью в лагере. Однако усилившийся вчера ветер принес холодный фронт и активность рыбы резко упала. Теперь даже не каждый всплеск заканчивался поклевкой. Часто рыба просто игнорировала любые приманки. Рыбалка получалась очень трудовой. У ловцов семги дела шли еще хуже. Большинство из них ретировались в лагерь, так и не поймав ни одной рыбы. На речке оставались только мы с Димой и Артем. Если хариус еще изредка попадался, то семга забастовала. Только к вечеру у Димы происходит долгожданная поклевка, но она заканчивается сходом. Тут же следует еще поклевка.
Потом на реке начинаются редкие и сильные всплески рыбы. Почему-то семга стала активна. В этот момент мне захотелось закончить рыбалку именно поимкой семги. Я поменял на и приступил к ловле. Первая поклевка случилась быстро, рыба схватила блесну под ближним берегом, но не засеклась. Через несколько минут произошла уже классическая поклевка под дальним берегом. Сначала холостой удар по блесне, а потом уверенная посадка. И Дима в этот же момент подсекает семгу. Это уже третий дуплет!
На этой удачной ноте приходится заканчивать рыбалку. А речка отпускать не хочет. Всплески рыбы продолжаются, но нам пора собираться…
Обратная дорога прошла на удивление легче. Трехчасовой переход через болото я вообще почти не заметил. Было впечатление, что идти пришлось всего полчаса. Полдороги я даже собирал прошлогоднюю клюкву. К поездке на «буханке» мы уже были морально готовы, и пережили ее ощутимо легче. Но все равно о ней у меня останутся самые яркие впечатления. Дальнейшая дорога до дома прошла без приключений. Чтобы после такой поездки прийти в себя пришлось почти сутки отсыпаться. После акклиматизации можно подвести итоги и сделать некоторые выводы. В целом поездка мне понравилась. Новых ощущений получено в достатке. А вот сама ловля семги меня не «зацепила». Не буду спорить, подержать на крючке большую рыбу всегда приятно. Но на мой вкус лучше, когда такая рыба изредка попадается для разнообразия, например, при ловле хариуса. Тем не менее, если появится возможность поехать на Кольский еще, то я с удовольствием поеду.