Говорят, что в одну реку нельзя войти дважды. Может и так. Но отрыть сезон ловли со льда можно и трижды. Лед на озерах Лодейнопольского района успел растаять снова и замерзнуть в третий раз. На этот раз мы с Игорем Башуевым отправились на озеро под Алеховщину. В прошлом году там попадался окушок побольше обычного. Самое интересное, что на крупные ладожские блесны он ловился ничуть не хуже, а порой даже лучше, чем на мелкие спортивные. Вот я и хотел протестировать здесь свои ладожские маропедки.
Более темная блесна на фото – уже проверенная и рабочая маропедка как на Ладоге, так и здесь. Длина блесны 60 мм, вес – 6,6 грамм. Залита оловом, причем припой сточен под самые края медной коронки. Выше нее чуть уменьшенная копия. Длиной 52 мм и весом 4,2 грамма. Ниже – экспериментальная маропедка с более широким углом раскрытия коронки. Угол изгиба коронки у нее не 90 градусов, как у предыдущих блесен, а 135 градусов. Длина 57 мм, вес 6,2 грамма. В самом верху для контраста положена гирька (33 мм 2,2 грамма).
На озере был прозрачный лед толщиной около 5 см. Мы начали искать рыбу вот с этой белой полоски.
Не факт, что рыба скапливалась именно там, но поклевки начались сразу же. Некрупные окушки активно набрасывались на большую блесну. Больших серий не было. Обычно быстро ловилось один-два окуня, и потом можно было вымучить еще столько же. Но иногда были мини раздачи штук по шесть-восемь подряд.
Я начал ловлю с проверенной блесны.
И фото с другой стороны.
Потом в дело пошла экспериментальная широкая маропедка. Ее игра заметно отличалась. Отклонение при сбросе от лунки было заметно больше, и на обычных взмахах блесна планировала лучше. Не могу сказать, лучше на нее клевало или хуже. Разница в клеве если и была, то не слишком критичная. Дальше в основном я ловил именно на эту новую блесну. Пытаясь лучше понять ее возможности.
Среднюю маропедку я использовал совсем мало. Рыба на нее ловилась исправно, но вот процент мелочи был заметно выше.
Постепенно мы перемещались по озеру, проверяя известные нам точки и пытаясь найти новые места. Вокруг было очень красиво и тихо. Нависшая над кронами деревьев дымка поглощала все итак немногочисленные лесные звуки. А из-за большой влажности деревья стали выглядеть сказочно.
На льду были свои достопримечательности. Если кто-то думает, что торосы бывают только на больших водоемах, то это не так. Даже на небольшом озере чуть больше полутора километров в диаметре могут случаться такие красивые явления.
Мы, конечно же, попробовали поискать в торосах окуня. И даже нашли пару штук нашли. Но стайной рыбы там не оказалось. Зато неплохо сработала одна из старых точек. Рыба здесь ловилась покрупнее.
А некоторые экземпляры долго отказывались покидать родную среду, упорно занимая положение поперек лунки.
Но, в конце концов, мои долгие уговоры подействовали. И вот он, красавец!
Прямо таки ладожский экземпляр. Спортивную лунку может закрыть собой полностью.
Интересно, что этот окунь клюнул последним из данной лунки. Видимо что-то его напрягало в игре блесны, и он долго решался. Игра же у меня была довольно простой. Определялась она глубиной ловли и применяемыми блеснами. Глубина ловли была около полутора метров. А блесны были сделаны под глубины около пяти метров. И на такой глубине они все стремились максимально спланировать почти при любом махе. Заставить их «тюкнуть» можно было только небольшим махом, когда хлыст удочки занимает вертикальное положение. Вот вся моя игра в основном и состояла из сбросов от края лунки и последующих трех-четырех минимальных подергиваний блесны. Иногда это разбавлялось обычным плавным взмахом средней амплитуды.
За ночь лед чуть-чуть припорошило снежком, но этого хватило, чтобы картинка сильно изменилась.
Окунь видимо решил, что рассвет сегодня начался позже и нормально клевать стал на полчаса позже. Ловить по вчерашним местам было уже не интересно, поэтому мы пытались найти что-нибудь новенькое. Половина дня прошла почти впустую. Чаще всего клевали единичные окушки. В отдельных местах проскакивал стайный окунь, но большей частью он был мелким. Была у нас информация от местных, что где-то по центру озера часто бывают выходы крупного окуня на лудах. Найти луды на озере с ровным как стол дном задача нелегкая. Но перепад в двадцать сантиметров был все-таки обнаружен. Совпадение это или нет, но сразу начались поклевки. Окунь был капризный, каждого приходилось долго уговаривать. Поначалу с каждой лунки у меня ловилось только два окуня. У Игоря чаще всего получалось поймать трех. Ему же первому удалось раскачать лунку до серии. Следующая его лунка тоже была серийной. Он ловил на самодельную пятисантиметровую торпедку. Я по-прежнему ловил на широкую маропедку.
И в тот момент, когда я уже был морально готов пометь блесну, ситуация вдруг резко переменилась. Я проверял старые лунки и в каждой лунке у стали клевать окуни. Даже там, где раньше было пусто. Активность окуня явно выросла. Очень было похоже на вечерний клев. Теперь уже у меня было преимущество в ловле. Рыба клевала быстрее, и серии были больше. Но и Игорь на клев не жаловался. Это была раздача. Нас обрубили даже местные рыболовы, шедшие домой с дальнего конца озера. Сгустившиеся сумерки снова изменили поведение окуня. Он резко перестал клевать. При этом почти в каждой лунке обозначал себя тычком в блесну еще при промере глубины. Но дальше этого тычка дело не шло. Я решил, что возможно сработают медленные блесны, и поставил копытце. Только не маленькое спортивное, а настоящее ладожское. Блесна была длиной 6 см и весом 5,8 грамма.
Замена блесны сработала на удивление хорошо. Плавные движения блесны без большого отклонения в сторону пришлись по вкусу окуням, и ловля продолжилась еще некоторое время до темноты.