Наверное, у каждого, даже далеко не самого романтичного человека, есть кристальная мечта. Не знаю как вы, но я мечтаю о многом. И о сбыточном, и о несбыточном. Хотя в этом, всё же, стараюсь быть реалистом. Есть у меня и самые сокровенные мечты, которые, подобно хорошему вину, из года в год становятся всё желанней и ярче. В моей жизни уже бывали моменты, когда сбывались самые-самые яркие и, даже, казалось бы, вряд ли исполнимые желания. Их осуществление делало меня на миг самым счастливым человеком, заставляя испытывать чувство невероятной пьянящей эйфории. Именно такие эмоции я испытал совсем недавно, когда в своём списке желаний поставил жирную галочку напротив пункта «Таймень». Наверное, у вас возникает вопрос: «А почему именно таймень?! Что в нём такого особенного?». До этой поездки в Приморский край я и сам не мог сформулировать ответ, но эта рыба, подобно магниту, сильно влекла к себе. Теперь же, после знакомства с хозяином таёжных рек, я могу дать развёрнутый ответ, который можно уловить, прочитав весь мой рассказ.
Таймень – самый крупный на планете представитель семейства лососевых. В настоящее время ихтиологи выделяют два вида тайменей: сибирского, который населяет бассейны великих сибирских рек и дунайского лосося, обитающего преимущественно в горных реках бассейна Дуная в центральной и восточной Европе. Оба вида способны вырастать до очень крупного размера, становясь главными хищниками своих рек. Есть и третья разновидность – сахалинский таймень, который отличается от двух других образом жизни, являясь проходной формой. Формой тела и размерами сахалинский таймень схож и с сибирским, и с европейским, но, всё же, ихтиологи склонны относить сахалинского к отдельному виду проходных лососей.
Ещё в детстве, помню, меня завораживали рассказы деда, выросшего на Енисее: «Идём с ребятами на речку купаться, — рассказывал он, – смотрим – навстречу нам с реки мужик идёт и тащит плащ-палатку. А когда подошли к нему ближе, мы и обомлели – это не палатка вовсе, а огромный таймень с чёрной спиной, которого дядька через плечо держал под жаберную крышку, а хвост тянулся по земле!». Позднее, когда стал активно увлекаться спиннингом, начал перечитывать периодику с рассказами о таёжных рыбалках и пересматривать сюжеты об экспедициях на тайменя. В общем, зацепила меня эта тема очень сильно. Я поставил себе цель: обязательно побывать на «правильной» реке, где живут эти завораживающие гиганты.
Выбор одной из рек у хребта Сихотэ-Алинь, что в Приморье, был не случаен. Это одно из немногих мест, где до участков обитания больших тайменей можно добраться по реке без вертолётной заброски. Конечно, такой подъём на лодке занимает куда больше времени, но зато сильно экономит бюджет.
Дорога на машине из Уссурийска заняла без малого сутки, и, вот, мы на берегу реки.
Перегружаем вещи из багажников в две лодки и ранним утром нового дня начинаем подъём.
Здесь для нас всё необычно. Трудно себе представить, что в лесу по берегам реки обитают тигры! Если верить словам нашего местного проводника Сергея, больших кошек в этих местах очень много – гораздо больше, чем насчитывает официальная статистика. Но, к сожалению, а, быть может, к счастью, мы тигров не встречали. Хотя, признаться, очень хочется увидеть эту «кису» в дикой природе.
В прошлом году я здесь уже был. Тогда мы поднялись по реке не к верховьям, как планируем сейчас, а остались в среднем течении. Но и там рыбалка мне настолько понравилась, что, без раздумий, я запланировал поездку и на этот год с целью поймать не только вездесущих ленков, но и тайменя (Сихотэ-Алинь: рыбалка в тигрином краю и ). Как теперь я понял, нам в том году не повезло с водой: уровень относительно нынешнего был на метр выше, а прозрачность крайне низкой. Теперь же я вижу совсем другую реку: прозрачную, перекатистую, с большим количеством каменных кос, которые тогда были затоплены.
Поднимались мы почти без остановок, изредка причаливая к берегу для смены очередного топливного бака. После обеда, когда большая часть пути уже была пройдена, одна из лодок, в которой ехали Вадим Грушко и Алексей Ивашков, оторвалась вверх примерно на 20 минут. Мы держали связь по рации, поэтому всегда знали позиции друг друга. На одном из плёсов они решили дождаться нас. Ивашков, конечно же, не смог удержаться от искушения: достал тубус, вынул из него удилище с тестом до 10,5 г, поставил на него старенькую «видавшую жизнь» катушку и привязал вращающуюся блесну . В таком виде снасть идеально подходит для быстрой поимки ленка. Пока мы преодолевали пороги и заломы, рулевой первой лодки предложил сплавиться вдоль наваленных у берега брёвен и ветвей по длинному плёсу. Алексей с радостью согласился. Одним из точных забросов Ивашков уложил блёсенку под коряги… Мелкая «вертушка» первого номера приглянулась какой-то огромной рыбе – это он! Таймень!
Алексей, понимая малую вероятность победить соперника, держа в руках настолько лёгкую снасть, сказал Вадиму и Сергею: «Шансов нет…» Но Сергей, заводя двигатель, ответил: «Ты его возьмёшь!» Вот, где опыт рулевого оказал решающее значение: аккуратно сдав назад и отведя рыбу от завалов, Сергей подошёл к каменистой косе, где Алексею уже было гораздо проще справиться с гигантом.
Попытки с десятой Ивашков вывел на мелководье тайменя и зафиксировал поимку, взяв рыбу за хвост – есть!
Невероятно! Такой лёгкой снастью ему удалось одолеть тайменя, вес которого составил 11 кг!
Конечно же, после памятного фото, таймень был отпущен. Мы подъехали, когда уже всё закончилось… Хотя, нет, глаза Ивашкова продолжали «гореть», а сам он пребывал в полупьяном состоянии, не веря в то, что случилось прямо сейчас. Это, кстати, его первая рыба весом свыше десяти килограммов, пойманная спиннингом!
Этот эпизод никак не отразился на графике нашего подъёма по реке. Поздно вечером, почти на закате, мы высадились на косу, где разбили палаточный лагерь.
Утром нового дня садимся в лодку и отправляемся вверх по течению.
Река здесь стала более выражено горной: течение сильнее, крутых поворотов и заломов больше.
Сергей говорит, что сюда мало кто поднимается: река сложная и далеко не всем известны проходы по узким протокам, которые позволяют обойти глухие заломы. Ими, как правило, пользуются только местные проводники.
Именно поэтому рыбы здесь всё ещё много. Впрочем, нельзя и сказать, что человек здесь редкий гость. Целенаправленно в эти места рыболовы поднимаются, но, что радует, большая часть из них «дружит с головой» и не занимается откровенной рыбозаготовкой. И, что меня удивило больше всего, по уверению Сергея в этих местах гораздо чаще ловят тайменя по принципу «поймал – отпусти», чем ниже по течению, где рыбу «душат» нещадно и всю подряд. Его слова нашли подтверждение позднее, об этом расскажу более подробно ниже.
Пройдя вверх около двух часов, попадаем в узкую протоку, где начинаем ловлю лёгкими снастями ленка, которого здесь настолько много, что стаи довольно крупных рыб (1-2,5 кг) видны повсеместно в прозрачной воде. Однако из-за тёплой воды и ярко светящего солнца, реагировать на наши приманки ленки не спешили. Конечно, мы сумели подобрать ключики к несговорчивым рыбам, но об этом я расскажу в отдельной публикации.
Хариуса в реке тоже очень много. Он весь хоть и не крупный, но очень контрастный и красивый.
Однако замечу, что в прилове с ленками, помимо хариуса, постоянно присутствовали некрупные (до 1,5 кг) таймешата. За день каждому из нас удавалось поймать их лайтовой снастью до десятка!
Такое количество молоди очень радует – значит, в реке есть устойчивое маточное поголовье, на котором держится вся популяция.
С берега, конечно, целенаправленно поймать крупного тайменя можно. Только это может занять много времени, поэтому, куда проще, при наличии лодки, отыскать рыбу сплавом. Здесь мы всё рассчитали предельно чётко: с утра и примерно до трёх часов дня мы ловим ленков с берега, переплывая от одного интересного места к другому, а к вечеру, продолжая ловить, начинаем сплавляться в направлении лагеря.
Сегодня у нас ознакомительный день. Мы много экспериментировали со снастями, подбирая наиболее оптимальные варианты для ленка. Ну а в назначенный час сели в лодку и начали сплав.
Учитывая, что река преимущественно неширокая, я определился со снастью ещё в процессе подъёма. Учтя прошлогодний опыт и оценив условия ловли, выбор пал на такой комплект: удилище с тестом до 24 г, катушка , шнур .
Щука в этих местах встречается исключительно в старицах, на основном русле её поклёвки ожидать не стоит, потому вполне достаточно в качестве поводка использовать флюорокарбон. Мощность моего шнура 20 Lb., исходя из этого, я взял «флюр» мощностью 16 Lb. Использование флюорокарбонового поводка вызвано не тем, что таймень «перекусит» шнур. В реке много брёвен, камней и веток, с которыми шнур, то и дело, контактируя под нагрузкой, деформируется и быстро теряет прочность. Полуметровый поводок из флюорокарбона, известного своей устойчивостью к абразивному воздействию, позволяет свести к минимуму вероятность перетирания «плетёнки».
Сплавляемся. Течение очень быстрое, лодку несёт настолько стремительно, что во многих перспективных местах удаётся сделать всего один заброс и очень быструю проводку. В таких условиях шансов детально обловить перспективный участок нет: берег проносится, как скорый поезд. Потому делать всё нужно очень точно, быстро и безошибочно. Невольно ставка делается на быстрый поиск активной рыбы.
Рассчитывая на поимку взрослой особи тайменя, я принял решение не мелочиться и ставить исключительно крупные приманки. С собой я взял наиболее подходящие крупные воблеры-минноу, устойчиво работающие на сильном течении. Первой приманкой, предложенной тайменям, стал мой любимец . Конечно, учитывая предполагаемые нагрузки сопротивляющегося «монстра», я заменил родные тройники более мощными .
Первоначально мы не имели особого понимания, где правильней искать тайменя. Проводя аналогию с ловлей ручьевой форели в схожих условиях, я стал «читать» берег и выискивать такие места, где, как мне думается, вероятнее всего держалась бы крупная особь “ручьёвки”. На кавказских реках любой залом является «домом» для больших форелей: это и укрытие на случай опасности, и отличное место для засады. Мои догадки в отношении тайменя подтверждает и вчерашний случай Ивашкова – поклёвка произошла именно у залома. Но лишнего подтверждения мне долго ждать не пришлось: после очередного заброса под коряги, когда воблер едва коснулся поверхности воды, внезапно выскочила здоровая рыбина, но промахнулась мимо «Рудры». Этот эпизод лишний раз убедил нас, что именно заломам нужно уделять наибольшее внимание.
За очередным поворотом река подходит к отвесному берегу, перед которым имеется участок спокойной воды с неплохой глубиной. Я встаю наизготовку и, дождавшись оптимального момента для заброса, укладываю приманку под скалу и начинаю быструю рывковую проводку. В момент, когда мощный поток уже увёл лодку ниже этого заливчика, в прозрачной воде я вижу мелькнувший бок крупной рыбы и, в тот же миг поклёвка… Подсечка… Рывок под очень сильной нагрузкой и обрыв! Но почему шнур не выдержал?! Причина тому комплексная: поклёвка произошла в момент, когда лодка, уносимая сильным течением, стала уходить в обратную от залива сторону, а фрикцион был настроен так, чтобы парировать рывки под меньшими нагрузками. Не в мою пользу был и сам шнур, его я использую уже весь сезон, потому признаки износа уже были видны невооруженным глазом. Обычно при ловле щуки я допускаю подобное состояние шнура, поскольку знаю особенности износа Eighteria, тем более эта модель у меня одна из основных. Вывод сделан – завтра ставлю более мощную «плетню».
Чтобы перевязаться, прошу Сергея пристать к берегу. С собой на воду запасную шпулю с более мощным шнуром не взял, потому теперь буду ловить осторожней и ослаблю фрикцион. Обрезав наиболее потертый четырехметровый кусок «плетёнки», привязываю «шок-лидер» из флюорокарбона и ставлю ещё один классный крупный минноу Pontoon21 Cablista 125SP-SMR. В столь сильном течении этот воблер я ещё не использовал, но точно знаю, что в струе он держится устойчиво.
Отходим от берега, сплавляемся до очередного залома неподалёку. Я выбираю наиболее перспективное место для заброса, укладываю приманку под коряги и, начав быструю рывковую проводку, замечаю, что вслед за воблером пристроился таймень длиной около метра. Он сопроводил воблер почти до самой лодки и, напоследок, нехотя боднул приманку, но не засёкся. Меня это воодушевило – работает воблер! Да и при проводке игра Cablista 125 настолько активна, что мелькающие бока воблера видны даже на большом удалении.
За время сегодняшнего сплава у нас было уже много шансов поймать стоящего тайменя, но, увы, пока всё мимо «кассы»… Алексей Ивашков решил не повторяться со мной по приманкам и поставил, по моей рекомендации, воблер меньшего размера – . У этого минноу гидродинамические свойства очень схожи с воблерами очень популярной форелево-лососёвой серии DUO Ryuki, потому для сильного течения горных рек он подходит очень здорово. Но таймени эту приманку пока игнорируют, зато ленки, зачастую крупные, прохода не дают!
Cablista 125, наверное, крупновата для ленка, поскольку у меня их поклёвки случались во много раз реже. Но это и хорошо. Более крупная приманка позволяет отсечь поклёвки ленков, которыми мы уже обловились в первой половине дня и сконцентрироваться исключительно на таймене.
Солнце близится к закату. Именно этот период времени считается самым лучшим: активность возрастает, рыбы, державшиеся днём в укрытии, выходят на охоту.
Дойдя до очередного залома, я узрел интересное местечко: локальный залом, в который бьёт сильный поток, а за ним сразу лежит огромный корень дерева. Делаю заброс под этот корень, начинаю проводку и, в тот же миг, вижу тайменя, который «вылетел» из глубины к приманке. Останавливаю проводку, рыба стоит перед воблером… Пару секунд и, не выдержав, открывает белую пасть и хватает мою «Каблисту»! Есть! Таймень на крючках! Первые моменты сопротивления, когда рыбина активно мелькала боками, мне показалось, что этот таймень просто нереального размера!
Сергей завёл мотор, и, потихоньку, взял курс к ближайшей косе. Когда глубина стала не более полуметра, я выпрыгнул за борт и принялся аккуратно вываживать трофей. Эмоции просто непередаваемы!
В голове крутилась лишь одна фраза: «Не сойди!».
Снасть в моих руках соответствующая, поэтому рыбу удалось утомить довольно быстро.
На мелководье победить крупную рыбу оказалось несложно, и, вскоре, взяв тайменя за хвост, я зафиксировал поимку!
Такого тайменя я до сего дня даже в глаза не видел! Конечно, картинки из сети не в счёт. Это мой рекорд на данный момент!
Стараюсь быть бережным с тайменем, поэтому не выношу его на берег, где о камни он может получить травму.
Вес этой рыбы ровно 10 кг.
Помните, я приводил слова Сергея о том, что здесь принято выпускать тайменей? Так вот, эта, пойманная мною рыба, до меня была поймана как минимум дважды! Об этом свидетельствуют два затянувшихся надреза на жировом плавнике.
Многие рыболовы перед отпусканием делают ножом надрез плавника, являющегося меткой, свидетельствующей о поимке этой рыбы. Очевидно, я третий рыболов, который сфотографировался с этим красавцем.
Впрочем, я никаких отметок на теле тайменя делать не стал. Но, наверняка, эта рыба будет ещё кем-то поймана.
Отпустив могучую рыбину, мне потребовалось время, чтобы привести в норму свои эмоции. Впрочем, уже приближаются сумерки и нужно ехать в лагерь, который находится в двух десятках километров ниже по течению. Местные проводники свободно ездят по реке даже ночью, но нам такой экстрим не нужен. Завтра продолжим ловлю, а сегодняшний разведывательный день прошёл просто шикарно.