К сожалению, не так часто, как хотелось бы, мы всем составом команды бываем на тренировках. Мы – это титулованный состав команды Краснодарского края, который негласно называют «ААА»: Алексей Шанин, Александр Панчехин и Алексей Ивашков. В таком составе мы выступаем лишь с 2011 года, однако за это время сумели собрать очень достойный «урожай» призовых мест на общероссийских и международных соревнованиях. Каждый из нас за эти четыре сезона занимал хоть раз первое место на общероссийских соревнованиях: я выиграл два Кубка России (в 2011 году в Сызрани и в 2013 в Псебае), Алексей Ивашков стал обладателем Кубка России по береговому спиннингу в 2014 году, а Александр Панчехин завоевал титул абсолютного чемпиона России в 2012 году. Результат достойный, но на достигнутом мы останавливаться отнюдь не намерены, поэтому постоянно проводим работу по переоснащению и обсуждаем возможные тактические решения на водоемах, которые значатся в спортивном графике 2015 года.
Последний раз совместную тренировку втроем мы проводили аж в октябре на горной реке по ловли форели. Тогда мы проводили работу над ошибками после прошедшего там же Кубка России. Выступили мы хорошо, но заняли, все же, второе место, а не первое, как годом ранее. Благодаря возможности остаться и поработать на той же акватории, где проходили соревнования, нам удалось много понять и внеси в оснащение и тактику значительные корректировки. Поэтому, уверен, к сезону 2015 года в береговом спиннинге наша команда готова гораздо лучше, чем к соревнованиям прошедшего спортивного года. Теперь нужно упорно потренироваться и в лодочной дисциплине, благо, наша мягкая зима позволяет ловить на открытых водоемах и зимой.
Сегодня для нас представился великолепный шанс поработать на воде совместно: обсудить нюансы, опробовать различные тактические решения, в числе которых выманивание щуки из редкого камыша на открытую воду. Этой тактикой мы пользуемся часто, в том числе и на соревнованиях. Обычно используем две методики выманивания: при помощи поверхностной приманки без крючков (поппер или уокер) или применяя «резину» на офсетном крючке. Какая из методик лучше – вопрос сложный, но я для себя давно определил формулу, завязанную на активности щук: при высокой активности лучше гремящую твердую приманку, способную привлечь внимание хищниц со значительного удаления, а при низкой активности выигрышней выманивать приманкой из мягкого пластика, на нее щуки реагируют охотней при низкой температуре воды, как сейчас. Кроме того, щуки часто могут атаковать приманку непосредственно в «глушняке» и в этой ситуации, конечно, «резина» с крючком в теле имеет неоспоримое преимущество, в отличие от бескрючкового топвотера. Да и атаковавшая мягкую приманку, но не засекшаяся крючком щука почти всегда реагирует повторно, что в случае с жесткой приманкой происходит далеко не всегда. Однако бывают моменты, когда полезно применять обе методики, в зависимости от ситуации. Собственно, оттачивание техники выманивания и ловля в «редяках» являются основной задачей на весь сегодняшний день.
Мой нынешний график настолько плотный, что семья меня видит не чаще чем пару дней в неделю. Только вчера вечером я прилетел в Краснодар из Екатеринбурга, где провел свой авторский семинар, как сегодня уже очень ранний подъем и выдвижение в Темрюк. За горизонт солнце я проводил, сидя в комфортном кресле на высоте 10000 метров, а вот рассвет встретил уже на водоеме.
Замечу, кстати, что сегодня предпоследний день, когда в лиманах можно использовать моторы. С 1 февраля вступает в силу запрет на любого типа моторы, который продлится до 31 мая. Правило вполне резонное, ведь уже в феврале начинается нерест у щук, которые предпочитают метать икру на затопленной траве, где моторные лодки постоянно носятся. Но есть в этом и большой минус: теперь в лиманах меньше «посторонних» и те, «кому можно» начнут активно заниматься противозаконными методами лова. И никакой управы, увы, на них нет.
Но пока имеется возможность прокатиться по дальним лиманам, мы ею обязательно воспользуемся. С базы выдвигаемся на двух лодках и берем курс «на дальний кордон» - вглубь темрюкской системы лиманов.
По пути встречаем несколько стай пеликанов, которые и зимуют в наших краях, и здесь же гнездятся.
На место прибываем примерно за полчаса. Погода с утра, как и обещали синоптики, безветренная, пасмурная с периодическим мелким дождем. Несмотря на не очень комфортную обстановку, я стазу увидел признаки активности рыбы в виде прыжков и подбора корма с поверхности воды красноперками. Значит, щука тоже будет сегодня в той или иной степени искать себе пропитание.
Зайдя в интересующий нас лиман, сразу направляемся к стенке камыша, которую с успехом изучил Саша Панчехин накануне. Заливной камыш здесь имеет очень обширную площадь, вода уходит далеко вглубь тростниковой глуши, где, к счастью, рыбы пока еще могут спрятаться от вездесущих рыболовов. Заросли настолько плотные, что лодкой сквозь них не пробиться никак, но вот участки с редким камышом, которые доступны для заброса с открытой воды, перспективны всегда и здесь как-раз можно успешно применять упомянутую мной выше двойную тактику лова: выманивать щук из камышей и при помощи «резины», и при помощи бескрючковой поверхностной приманки.
С собой я взял два спиннинговых комплекта:
У Панчехина комплекты идентичны моим, при чем, готовясь к рыбалке мы с ним не сговаривались брать одинаковые удилища, просто условия ловли заставили нас принять одинаковые решения. Такие же спиннинги были в лодке и у Ивашкова, но в дополнение к ним Алексей взял еще и бейткастинговый комплект: удилище CRC732MMXF с катушкой 100HL. Он большой приверженец мультипликаторных комплектов, поэтому ни одна рыбалка Ивашкова не обходится без бейткастинга, хотя, наравне с этим, Алексей активно пользуется и снастями с безынерционными катушками.
Подойдя к стенке камыша, на оба спиннингая привязываю приманки: на бескрючковый поппер , а на подповерхностный минноу , который, думаю, в особом представлении не нуждается.
Тактика моя проста: забрасываю поппер в редкий камыш и веду его методом легких потяжек, которые заставляют приманку лишь шевелиться на поверхности воды без характерного «булька», свойственного попперам. Суть в том, что излишне громкий звук сейчас, при низкой температуре воды, не привлекает щуку, а отпугивает. А вот приглушенное шевеление на поверхности изначально шумовой приманки (в теле Preferance Popper вмонтирована очень звонкая шумовая капсула) напротив, привлекает к себе внимание от природы любопытных хищниц со значительного удаления.
Саша решил сразу ловить воблером с «боевым» оснащением, раз уж я взялся пробивать «редяки». Его выбор пал на пухленький воблерок 60F, который накануне дал ему здесь очень хороший результат.
Я сделал несколько забросов в камыш, проводил приманку медленно, едва шевеля на поверхности, но выходов не было, как не было и у Саши поклевок на его воблер, который он забрасывал под камыш. Мы стали смещаться вдоль стенки камыша, выискивая участки с активной рыбой. Вскоре в редком камыше мы увидели всплески мелких рыбешек, значит щука здесь точно есть. Пока Саша устанавливал лодку, я успел сделать заброс неглубоко в камыш и почти сразу наперерез моему бескрючковому попперу выдвинулась волна, которая по мере приближения к приманке ускорялась. Я тоже стал вести приманку быстрее и в момент, когда рыба почти настигла привлекший ее объект, просто выдернул приманку из воды резким кистевым движением в верхнем положении удилища – так поппер выскакивает из воды бесшумно. Но мне удалось самое главное – выманить щуку из камыша на границу с чистой водой. Дальше взять ее дело техники: беру второй спиннинг и забрасываю подповерхностный к самому камышу, где хищница остановилась в момент, когда я выдернул поппер, затем делаю одиночные и двойные легкие кистевые рывки, заставляющие приманку совершать эффектные развороты под самой поверхностью. Щука, раззадоренная поппером, не была способна устоять перед таким поведением и, яростно схватив его, была надежно засечена острыми крючками.
Пока я проводил «хирургическое вмешательство», Панчехин успел сменить спиннинг, забросил под стенку камыша «мой» воблерок 85F и тут же засек некрупную щучку.
Совместное фото и отправляем обеих хищниц в родную стихию.
Я снова беру спиннинг с поппером забрасываю его в «карман» с редким камышом, но, едва он приводнился, к месту падения, тут же, выдвинулась волна. Я опять выдернул приманку у самой чистой воды, забросил вторым спиннингом тот же самый и эта же «волна» выдвинулась к нему – есть! Вторая щука на крючке.
Едва я взял хищницу из воды, как Саша сделал подсечку и вскрикнул: «Есть!»
Это место – типичный «щучий угол». Хищница очень любит массово занимать такие углы в камышах и нам повезло оказаться именно в момент ее высокой активности в нужном месте.
А дальше – Саша меняет удилище, берет в руки «Экстрим», на котором стоит 60F, забрасывает ровно в угол перед «карманом» редкого камыша и берет оттуда свою третью щучку.
Отпустив щучку, следующим же забросом Панчехин берет еще одну зубастую!
Дальше – тишина… У стоявшего рядом с нами Ивашкова всего пару пустых поклевок. Он остановился всего в 25-30 метрах от нас, но не имел возможности добрасывать до самого угла, где как-раз и сконцентрировалась вся рыба. Впрочем, угол резко «замолчал» и у нас.
Я снова прибегнул к тактике выманивания, забрасывая в камыш поппер без крючков, но теперь он никому интересен не был. Решив не терять времени, смещаемся на несколько десятков метров вдоль стенки камыша до очередного изгиба камышовой линии. Здесь я решил поставить поппер с крючками, ведь поймать на классическую поверхностную приманку щуку зимой – это особая эстетика.
Но, увы, не вышло. Снова делаю замену и забрасываю теперь мелководный воблер, здорово себя зарекомендовавший на прошлых рыбалках – 80F.
Он идет в горизонте всего 15-20 см от поверхности и при рывках совершает резкие крутые развороты, распространяя колебательные волны на значительное удаление под водой, позволяя себя «засечь» щукам издалека. Замена дала результат очень быстро: уже на второй проводке, положив приманку впритирку к камышу, произошла жесткая поклевка, которую я реализовал эффективной подсечкой.
Воблер, размещенный поперек, целиком находится в пасти хищницы, тройники засекли ее очень надежно. То, что рыба не сойдет мне стало понятно уже еще в начале вываживания – ощущалось, что «сидит» качественно.
Отпускаю зубастую и продолжаем прочесывать стенку. У Алексея Ивашкова пока все никак не ладятся дела: поклевок и выходов нет совсем. Впрочем, ничего в этом страшного нет. Он еще по пути на лиманы в машине рассказал о планах немного поэкспериментировать и попробовать новые приманки.
Через полчаса безуспешных попыток выманить из камыша щук, принимаем решение уйти в другие лиманы. Совещаемся с Ивашковым, он предпочел остаться здесь и потихоньку подобрать все же ключик к здешним щукам. В дальнейшем у него это получилось, но не путем экспериментов, а только когда он прибегнул к уже отработанной до мелочей тактике ловли, применив проверенные приманки. Ну а мы поехали «путешествовать» по разветвленной сети каналов и лиманов, больших и малых…
В одном из лиманов я предлагаю остановиться и попробовать половить на центральных прогалах. Это место несколько лет назад было чрезвычайно уловисто по крупной щуке. В январе-феврале здесь попадались очень крупные хищницы весом до 8-9 кг, таких рыб можно было без труда поймать несколько штук за день. Но, увы, теперь побороться с такой серьезной щукой здесь не получится – ее просто нет. Вот и сейчас, казалось бы при совершенно благоприятных условиях, у нас за час тут так и не случилось ни одной поклевки даже стандартного размера щуки. Но зато Саша неплохо «отвел душу» по полосатым, которые оказались неравнодушны к воблерку 75F.
Здесь всегда было много окуня, поэтому мы ничуть не удивились его ярой активности.
Размер рыб вполне стандартный: 200-300 граммов, хотя иногда спиннингисты в этом лимане попадают на собрание крупных горбачей.
Время незаметно перевалило за полдень. Тучи постепенно стали расходиться, периодически давая проклюнутся сквозь них солнцу. Мы сделали десятиминутную паузу чтобы выпить по чашке чая, обсудили дальнейшие планы и поехали дальше.
Саша теперь решил разведать обстановку в еще одном небольшом лимане, который прославился одним щучьим местом у стенки камыша, которое раньше работало абсолютно всегда.
Прибыв на место, я ставлю воблер, который, как мне кажется, способен наиболее быстро показать и наличие рыбы, и определить степень ее активности – это 63F. Забрасываю его под камыш, неспешная проводка… Поклевка – есть! Окунь.
Еще пару проводок из-под камыша и опять попался окунь.
Полосатые здесь явно «захватили власть», поэтому, убедившись в бесперспективности поимки щуки, уезжаем дальше на поиски зубастых.
По пути Саша заехал еще в один лиман с редким камышом, но здесь оказалось настолько мелко, что его лодка с восьмидесятисильным мотором еле-еле смогла пройти.
Время летит незаметно, всего через три часа уже начнет темнеть. Это говорит о том, что хватить метаться, пора определиться с местом, где мы проведем вечерку, которая очень часто оказывается продуктивней всего проведенного на воде светового дня. Панчехин принял решение уйти в лиманчик, который всегда приносит результат, даже когда щука вовсе не активна. А вот какова степень активности щуки сегодня – большой вопрос. Судить по одной лишь утренней активности будет не объективно, ведь мы явно попали на локальное скопление активных щук, которое вовсе не говорит об общей активности поголовья.
Прибыв на место, Саша заходит в обширный залив этого лимана и ставит лодку в его центре. Это удобно: можно облавливать сразу две стенки камыша, а при желании обловить и участки редкого камыша. Здесь я снова ставлю воблер и забрасываю его в карман с редким камышом.
На первой же проводке им кто-то заинтересовался, выйдя наперерез из камыша, создав на поверхности характерную волну. Однако поклевки так и не последовало.
Саша решил пробыть «редяк» и для этого соорудил безогрузочную оснастку: виброхвост 4’5” с крупным офсетным крючком 7/0.
Забросами за линию камышовой стенки он начал методично облавливать «оконца» в камышовой чаще. На одной из проводок, когда приманка проходила через «крепкие» места, переваливаясь с камышинки на камышинку, периодически оказываясь в воде, в «глухом» камыше атаковать приманку выскочила щучка. Рыба в первой попытке атаки промахнулась, однако проявила настойчивость, сопровождая мягкую приманку почти до самой чистой воды, где повторила атаку и оказалась засечена острым крючком.
Рыбеха совсем не велика.
Саша легким движением освободил щуренка от крючка и отправил в короткий «полет» в родную стихию.
Едва Панчехин поправил крючок в приманке и сделал заброс в редкий камыш, как тут же на Аваруну кинулась еще одна щучка. Эту рыбку он сумел выманить из камыша, заставив ее преследовать приманку до самой чистой воды, а как только хищница вышла из дебрей, тут же выдернул приманку и, следом забросил воблер 60F. Реакция была мгновенной: на первых же сантиметрах проводки раззадоренная зубастая яростно вцепилась в приманку!
Эта щучка так же незамедлительно отправилась в воду, а в благодарность за проявленное к ней уважение махнула хвостом.
Щука явно держится в камыше, на открытой воде ее крайне мало. Решив не терять времени на попытки раззадорить хищниц воблерами в доступных для этого типа приманок местах, решаю тоже перейти на ловлю исключительно из редкого камыша при помощи 4’5” на офсетнике размером 7/0. Передо мной как-раз очень перспективное поле редкого камыша с «проплешинами» - своего рода «лужами» среди зарослей.
Делаю заброс.
Приманка падает на камыши, я ее потихоньку стягиваю в оконце и, едва виброхвост шлепнулся в воду, к нему выдвинулась с ускорением волна – это явно щука. Я слегка пошевелил приманку и, в тот же момент, хищница бросилась на приманку, но промахнулась. Выматываю Аваруну и повторяю заброс в то же самое место. Снова, только приманка упала на воду, щука с яростью набросилась на нее, но на сей раз была точна и я сделал качественную подсечку – есть!
Вываживать рыбу пришлось из плотного камыша, с чем моя снасть справилась без затруднений.
Засеклась хищница под верхнюю челюсть, оказавшись, буквально, на замке.
Больше в этом месте поклевок не было и мы переплыли под другой край лимана. Здесь камыш выше, но небольшие пространства в его зарослях тоже имеются. Саша поставил лодку так, чтобы нам было удобно облавливать одновременно сразу несколько перспективных зон в камышах. Однако ни выходов, ни поклевок так и не происходило.
Примерно через полчаса в одном из мест за моей из глубокого камыша вышла щука и с ускорением без раздумий схватила ее у самого выхода на открытую воду.
Подобно предыдущей пойманной рыбе, засеклась под верхнюю челюсть.
Щука размером крупнее средней, но все равно мелкая.
Отпустив щуку, мы провели у камыша еще около получаса, однако безрезультатно. Вполне возможно, что выглянувшее к вечеру солнце «убило» в хищницах аппетит. Пока еще есть немного времени до наступления сумерек, я предлагаю Саше съездить в соседний лиман и, все же, упереться на одном из хорошо нам знакомых прогалов на центре лимана.
Не мудрствуя лукаво, ставлю воблер, который спас мой результат на предыдущей рыбалке в подобном прогале – это .
Не стану долго расписывать, но ни одной поклевки у нас с Панчехиным здесь так и не случилось, хотя была внутренняя уверенность, что вечерка именно на этом месте обязательно должна принести успех. Возвращаемся назад в маленький лиманчик под камыш. Раз уже на большой воде движения нет никакого, значит день завершать нужно там, где было хоть какое-то движение.
Мы продвигались вдоль стенки и прочесывали камыш и «резиной», и воблерами, укладывая их под самую стенку. Лишь в одном месте из глухих зарослей на Аваруну выскочила щучка, оказавшаяся на остром крючке.
Эта рыба оказалась финальной на сегодняшней рыбалке. Солнце уже потянулось к линии горизонта и мы выдвинулись на базу.
За день наших катаний Сашина «восьмидесятка» почти под ноль опустошила полный бак, оно того стоило. Мы посетили много интересных мест и сделали некоторые выводы в особенности тактики ловли в камышах. Алексей Ивашков тоже подобрал ключик к щукам и, как и мы, в редком камыше он всю щуку поймал при помощи 4’5”. По пути домой, мы долго обсуждали итоги дня. Пусть поймали не очень уж и много, да и размер рыбы не особо радовал, но каждый из нас все равно остался доволен рыбалкой на зимних лиманах.