После продуктивно проведенного вчерашнего дня мы весь вечер сидели и обсуждали сделанные выводы. Мы определили наиболее эффективные вращающиеся блесны из числа экспериментальных и наметили концепцию, по которой будем изготавливать новые варианты вертушек, которые подойдут идеально под определенные специфические условия. Испытания новых тестовых переделок мы проведем уже на будущих тренировках, когда сделаем необходимое их количество, а на второй тренировочный день задача лишь одна – это работа с «резиной». У нас скопилось огромное количество разнообразных приманок из мягкого пластика, которыми мы пользовались с неохотой. В этом плане явный лидер из нас в освоении «резины» Алексей Ивашков. Он постоянно ведет работу над поиском оптимально подходящих по форме и размеру крючков, вариантов допустимых правилами оснасток. До сего момента не было реальной возможности это все опробовать в боевых условиях. Наши тесты крючков и мягких приманок пока ограничивались только их пробами на близлежащих к Краснодару горных речках, в которых нет форели, есть лишь голавль. Несмотря на схожесть поведения голавля и ручьевой форели, к мягким приманкам они относятся уж очень по-разному. Поэтому там мы имели возможность протестировать только характер работы оснастки, чтобы понять, как в целом она себя ведет и на что способна. А попытки половить форель мягкими приманками в диких условиях (на высокогорных сборах) сводились к тому, что приходилось использовать лишь самые мелки приманки или вовсе отдельные их фрагменты, т.к. форель – дичка существенно мельче, стандартные спортивные мягкие черви и гусеницы ей просто «не по зубам».
Из-под паяльника Ивашкова за последнее время вышло очень много различных вариантов форелевых джиг – головок для ловли на сильном течении. Отличаются они весом утяжелителя (головки), материалом и, конечно, формами крючков. Хочу заметить, что эти эксперименты очень не дешево обошлись бюджетам наших семей, поскольку мы брали и очень недешевые модели топовых лососевых одинарников для нахлыстовых стримеров, и специальные форелевые крючки европейского производства, и японские рокфишевые крючки. Некоторые пришлось забраковать уже на первой стадии изготовления головок: получалась откровенная белиберда. Но некоторые, особенно лососевые крючки с длинным цевьем и европейские одинарники для вязки крупных форелевых мух, нам очень даже понравились и мы на них сделали основной акцент.
Лососевые крючки для стримеров самых мелких номеров (#6-8) изначально мы подготовили для оснащения длинных червей. Именно длинное цевье позволяет использовать червя целиком без отделения от него какой-либо части, что, как не странно, снижает его эффективность: очень часто форель с большим желанием атакует крупного цельного червя, чем укороченного. Именно поэтому более длинное цевье предпочтительно, т.к. позволяет разместить задев и жало в центральной части тела мягкой длинной приманки и, соответственно, повышает процент реализации поклевок. А вот для более коротких червей и всевозможных фантазийных насекомых из мягкого пластика лучше использовать нахлыстовые крючки для вязки крупных форелевых мух. Забегая вперед, отмечу, что наши теоретические догадки по подбору оснасток полностью подтвердились на практике, а процент реализации оказался даже выше моих ожиданий.
Мне часто задают вопросы по поводу шарнирных оснасток: одинарник с грузиком-чебурашкой. В общем-то никаких практических противопоказаний к таким оснасткам нет, но есть серьезное ограничение в правилах рыболовного спорта, по которым запрещено использование заводного кольца при монтаже крючка к головке. Конечно, этот пункт совершенно бредовый и не имеет никакого функционального обоснования. Однако пункт в правилах имеется, значит он обязателен к исполнению. Тем не менее, обойти его можно – просто не использовать заводное кольцо и крепить крючок напрямую: либо используя разборную «чебурашку», либо разгибая ушко на крючке. Оба варианта надежны, но, все же, на практике такие оснастки в условиях горной реки очень подвержены зацепам. Поэтому мы все чаще используем самодельные головки с интегрированным впаянным крючком. Здесь можно подбирать головки любого веса и припаивать их к крючкам под любой тип мягкой приманки.
Ну а теперь к практике. Сегодняшнюю ловлю мы начали не ранним утром, а около десяти утра, когда вся долина реки уже была освещена яркими лучами солнца. За какой-то час температура воздуха выросла с +8 до +18…+20 градусов. Как и вчера, ветра нет – идеальные погодные условия!
Что ж, как говорится – сразу «быка за рога!» Открываю коробку, достаю мягкую приманку в виде червя, насаженную на крючок джиг-головки #6 весом 0,75 гр. Червь насажен так, что крючок выходит из его тела ровно по-центру и в этом есть смысл: общая длина червя 6 см – удобный размер для форели 100-150 граммов, которая при атаке всю длину приманки «засасывает» мгновенно. Крючок в этом случае при подсечке засекает рыбу на челюсть не глубоко в пасти, но довольно надежно.
Столь небольшой вес головки (0,75 гр.) я выбрал не случайно. Мы начали в местах чуть выше известной всем спортсменам поляны, на которой проходят церемонии открытия и закрытия наших соревнований. Здесь места мелководны (глубина 30-40 см), течение средней силы. Форель держится повсеместно по ширине этих мелководных участков, подпруженных каменными насыпями, поэтому ловлю следует производить в поисковом темпе методом прочесывания, проводя мягкую приманку полусносом. Именно вес 0,75 гр. при этом уровне воды и силе потока наиболее оптимален: приманка идет в толще воды, не опуская слишком близко к донным камням, где очень быстро может застрять. Первая поклевка не заставила себя долго ждать, уже на второй проводке я ощутил характерную тяжесть, сделал подсечку и сразу ощутил прыткое сопротивление первой сегодняшней пеструхи.
Снова заброс – вторая форель с точки.
Отпускаю пятнистую обратно, поправляю уже потрепанного червя, засылаю его в воду, провожу… Есть! Третья форель с места. Примечательно то, что все три атаковали червя качественно и засеклись надежно.
Суть моей проводки такова: заброс произвожу чуть выше по течению относительно своего положения на берегу, поднимаю вершинку вверх и, едва вращая рукоять катушки, даю приманке сплавляться по течению с натянутой леской. Такой метод, на мой взгляд, наиболее оптимален, поскольку позволяет провести мягкую приманку максимально медленно в месте с небольшой глубиной.
Ивашков с Панчехиным прошли чуть выше. Алексей тоже поймал «быструю рыбу».
А вот Саша разловился не сразу. Он встал на протяжном тягуне с глубиной 60-70 см и более мощным течением. В этом месте на дне лежит большой камень, образующий «карман» за собой, вот его-то Панчехин и решил хорошенько обловить. Правда, ему не сразу удалось подобрать конфигурацию оснастки, подходящую именно для этого места. Впрочем, запас головок различных весов у нас хороший, есть из чего выбрать. Саша вскоре подобрал оптимальный вес и на очередной проводке засек крупную рыбу – радужную форель.
В прошлом году перед первым Кубком России значительно ниже по течению мы запустили некоторое количество радужек в реку. Местное население ее почти полностью выбило, но некоторые оставшиеся особи заметно выросли и весят уже под килограмм. Больше мы радужную форель не запускаем для соревнований, на то есть объективные причины экологического характера: радужка не является аборигенным видом в этой реке. Тогда же запустили ее по случайности, которую впредь стопроцентно исключили и теперь пополняем ихтиофауну только лишь нормальной ручьевкой.
Двигаясь вверх по реке, мы, как и вчера, держались рядом и постоянно делились своими наблюдениями и мнениями относительно ловли. В зависимости от характера того или иного места, варьировали веса головок и экспериментировали с вариантами анимации. Говоря проще, «набивали руку» в этом мало изученном нами виде ловли, а то, что все стало хорошо получаться, заметно укрепляло уверенность и верности действий. Собственно, здесь особо и рассказать не о чем, этот процесс проходил исключительно на ощущениях, важно наработать навык такой ловли.
Постепенно продвигаясь вверх по течению, к обеду мы дошли до верхней границы охранного участка.
Здесь расположена яма, в которую мы рыбу не запускали, она не относилась к участку соревнований, но сюда поднялось очень много выпущенной форели, которую хорошо видно сквозь прозрачную воду. Глубина в этом месте около двух метров, поэтому применимые нами головки весом 0,75 – 1,25 г. здесь уже не пригодны – они не опускаются на нужную глубину и быстро выносятся течением. На этот случай у нас есть более тяжелые джиг-головки, я поставил из резерва двухграммовую. Рыба здесь оказалась еще активней: встав втроем рядом друг с другом, мы на каждой проводке ловили форель.
Феерия длилась примерно полчаса, за которые в общей сложности на скорость мы поймали более полусотни пеструшек!
Пока место было свежее, форель гонялась за нашими червями целыми стаями, но уже через 10 минут ловли, как это бывает всегда, рыба стала капризной и перестала выходить за приманкой в поле нашего зрения. Эффективное решение, позволившее месту открыть «второе дыхание», мы нашли быстро: стали забрасывать приманку выше по течению, давали ей опуститься в придонный слой воды, где держались активные рыбы и начинали неспешную проводку, стараясь удержать приманку в перспективной зоне этой ямы как можно дольше.
Впрочем, через некоторое время и это перестало работать. Тогда мы решили поэкспериментировать и постараться подобрать приманку и проводку, которые дадут результат и в этой ситуации, когда точка тотально запрессована тремя спортсменами. Можно сказать, своего рода моделирование условий соревнований. Решение и на сей раз мы нашли: уменьшили вес головки и укоротили червя, при этом, не меняя схемы ловли и стиля проводки. Приманка стала двигаться еще медленней, а благодаря меньшему объему укороченного червя, снизилось сопротивление приманки, что и позволило облавливать те же придонные слои ямы с меньшим весом головки.
На месте мы пробыли без малого два часа. Набравшись впечатлений, решаем все увиденное обсудить за чашкой чая, поэтому выходим на дорогу и направляемся к машине. Отмечу, что удалось существенно повысить качество засекаемости рыбы. Относительно общего количества поклевок процент сходов был совсем незначительным и вполне сопоставим с таким же показателем у применяемых нами вращающихся блесен.
Переведя дух, на вечер объявляем свободную ловлю – резины хватит, нам удалось многое понять в этом виде ловли. Я выкладываю коробку с мягкими приманками, оставляю ее в машине, а в сумку кладу другую коробку, набитую любимыми воблерами. Теперь можно половить и для души!
Начинаю ловлю с набравшего в этом сезоне невероятную популярность у краснодарских спортсменов воблера 45MS-SR. В рейтинге востребованности на соревнованиях эта приманка смело входит в пятерку. На одном из наших муниципальных соревнований один из участников построил свою тактику почти исключительно на использовании 45 и сумел войти в призовую тройку в личном зачете! Поведение воблера, действительно, заслуживает внимания: имеет активную, преимущественно роллинговую, игру, великолепно удерживается на течении и активен при любом виде рывковой проводки. Могу даже смело утверждать, что для освоения ловли форели в условиях горных рек воблер является одним из лучших.
Свою эффективность проявил сразу, как я начал ловлю – форели атаковали его наперебой!
Конечно, этот воблер наиболее эффективен на участках с небольшой глубиной – до полуметра. Он своим активным поведением очень заметен, поэтому форель его обнаруживает со значительного удаления.
Поймав около десятка пятнистых, я меняю приманку. Причина замены в более глубоком участке, где этот идет слишком высоко от дна. Мой выбор пал на приманку, которую очень часто применяю при ловле дикой рыбы в высокогорье – 45S. Этот воблер по-настоящему универсален по условиям применения: хоть в ямах, хоть на мелководных перекатах. Управлять его заглублением можно при помощи изменения скорости проводки и положения спиннинга. Например, проводя 45S активным твичингом с вертикальным положением удилища, его заглубление не превышает 20-25 см, в то время как при одиночных легких рывках с нижним положением вершинки спиннинга он уходит на глубину ниже метровой отметки.
Вполне предсказуемо, что в месте с глубиной чуть больше метра сработал сразу – форель атаковала моего фаворита и оказалась на крючках.
Впрочем, с этим воблером все давно понятно – он в явных лидерах по эффективности последние четыре сезона. А вот с новинками сезона 2014 еще предстоит разбираться. Это я о пополнении серии в виде плавающих модификаций. Внешне в новых версиях (пока их всего две: 50 и 70 мм) угадываются стилистические черты всем знакомых Sinking, но, в отличие от тонущих моделей, всплывающие имеют более широкое с боков тело. Это, собственно, и позволило добиться положительной плавучести, т.к. внутренний объем тела воблера увеличился. Однако в воде новинки показывают себя с самой положительной стороны: устойчивы на сильном течении, обладают активной собственной игрой и способны столь же далеко и точно лететь при забросе.
Я использую модель 50F. Этот размер наиболее подходит для наших условий и нашей рыбы (ручьевой форели). Глубина в месте лова значительная (метр), поэтому я поставил воблер с прикрепленным на его брюшке суспендотсом. Эта тонкая свинцовая наклейка позволила снизить плавучесть и увеличить заглубление (с 0,4 до 0,6 м). Проводка тоже отличается от тонущих модификаций: требуются не резкие рывки, а, в большей степени, потяжки, заставляющие воблер включать на мгновения собственную «врожденную» игру. Приманка при таком методе анимации сразу стала приносить результаты.
Не обошлось без потерь и в этот раз: сам не заметил, как воблер застрял в камнях. Что ж, без дани реке не обойтись… Однако замечу, что даже при потере пары приманок за день, каждый из нас все равно остается в плюсе. Ведь после соревнований уровень воды упал на пару десятков сантиметров и оборванные спортсменами приманки теперь лежат под ногами.
В резерве есть еще несколько 50F. Я поставил запасного и поймал еще несколько рыб. Основной задачей для себя ставлю отработку приманки в разных условиях при различных вариантах проводок, поэтому не застаиваюсь на месте и перемещаюсь на более мелководный участок.
Время близится к сумеркам, пора возвращаться к машине, мне сегодня предстоит еще рулить три сотни километров домой. Ребята ушли дальше меня и тоже хорошо половили. Всю дорогу, хоть и уставшие, мы живо обсуждали эту большую работу над ошибками. Уверен, что сделали правильные выводы и на прежние «грабли» уже не наступим.
В этих двух публикациях я поделился огромным количеством информации о наших наработок. Я не боюсь, что на очередных соревнованиях моя откровенность сработает против нас же. Я за спорт и за его развитие, которое возможно только с возрастанием внутренней конкуренции. Уверен, что мой рассказ многих заставил задуматься о начале собственной спортивной карьеры. Так что мешает? Вперед! К мечте! Ведь нет ничего невозможного!