Съездив на среднюю Волгу и получив заряд невероятного адреналина от тамошней рыбалки, по возвращении домой мне очень хотелось продолжить ловлю в таком же ритме и у нас в крае. Но лето, особенно июль – не самое благоприятное время для этого, поскольку рыба «придавлена» знойной погодой и питается лишь в очень строгом порядке рано утром и поздно вечером. Нынешняя летняя пора несколько аномальна для нашего региона: жары почти нет, часто идут дожди, не позволяющие подниматься температуре воды в водоемах до критических значений. Поэтому мы в начале месяца созвонились с Алексеем Ивашковым и отправились проведать наши любимые лиманы. Надо сказать, что половили довольно неплохо и об этой рыбалке Алексей написал здесь.
Однако мне этого не хватило, душа требовала хорошей рыбалки на поверхностные приманки. Это желание здорово усилила моя удачная рыбалка на Волге, когда мне удалось подобрать ключик к жереху, которого ловил уокерами. Я, признаться, довольно прохладно отношусь к жереховой рыбалке, но ловля этой рыбы поверхностными приманками – зрелище фантастическое! У нас в крае жерех тоже обитает, большей частью в Кубани, однако сейчас он малоактивен, и, к тому же, вода в реке совсем мутная. Поэтому с жерехом у нас нужно подождать как минимум до второй половины августа. Но есть запасной вариант, который в азарте и зрелищности не уступает – это ловля голавля на попперы и уокеры. Именно этой ловлей я и решил заняться, выбрав подходящий по погодным условиям день.
Кстати, чтобы не прокатиться впустую, именно за погодой и нужно следить, ведь горные речки очень метеозависимы и способны «вздуться» мгновенно даже после не самого сильного ливня. Но даже если дождливых дней наступает сухая погода, то и тут нет гарантии чистой воды, ведь рекам требуется время, чтобы мутные потоки сошли. Впрочем, каждая река имеет свои сроки очистки, потому почти всегда можно найти речку, прозрачность воды в которой будет оптимальна для ловли.
В плане сегодняшней рыбалки у нас значится ловля на двух принципиально разных реках, текущих по северному и южному склонам гор. В чем разница – я уже рассказывал в одной из предыдущих записей. Если коротко, то, помимо водораздела, отличается и ихтиология рек касательно интересующего нас объекта ловли: в реках северного склона обитает кавказский голавль (очень близкий подвид обычному голавлю), а в реках южного склона — другой подвид, главным отличием которого являются не красные, а белые или бледно-оливковые нижние плавники и яркое желтое пятно на жаберной крышке. Кроме небольших внешних отличий, в остальном эти подвиды схожи: имеют одинаковые повадки, режим питания. Значит, для их ловли можно придерживаться одинаковой тактики.
Из города мы выехали с рассветом. По пути, выпив по чашке кофе на одной из АЗС, получаем прилив бодрости. Меньше чем за час добираемся до первой точки лова. Я решил использовать время, особенно утреннее, максимально рационально, поэтому от места к месту переезжаем на автомобиле и буду заезжать только на те ямы и заливы, в которых полностью уверен. Почему именно ямы?! Сейчас уровень воды низок, потому рыба держится именно в таких местах. Утренние часы имеют наибольшую ценность, т.к. крупные голавли питаются лишь сейчас, а остальную часть дня, прячась от жары, проводят в укрытиях под корнями и скальными плитами. В целом, июль – самый не благоприятный месяц для ловли именно крупного голавля. Именно в этот знойный месяц его активность крайне низка, тогда как мелкие и средние рыбки весьма охотно питаются даже днем в пик жары. В общем, сейчас у меня есть лишь пару часов на реализацию возможной поклевки крупной рыбы, а весь остальной день у лобастых будет сиеста.
Спустившись к реке от машины, я поставил маленький уокер – новинку от .
Но, прежде чем сделать заброс, я решил в течение некоторого времени понаблюдать за водой. Активный голавль по утрам всегда проявляет себя на поверхности, подбирая все, что упало в воду. Именно по разводам на поверхности воды проще всего понять, где именно держится рыба. Сейчас ничего стоящего я не увидел: разводов очень много, но оставляют их лишь мелкие рыбешки. Делаю заброс, уокер падает на воду. На всплеск от падения приманки реагируют рыбешки, но уж очень мелкие. Проводка с очень размашистыми движениями почти на одном месте тоже не дала результата.
Яма эта очень длинная, потому рыбу нужно еще вычислить, ведь голавли предпочитают держаться стаей лишь на определенном ее участке. Но времени на поиск не так много, ведь чем выше солнце – тем ниже активность рыбы. Опыт подсказывает, что нужно идти к выходу из ямы, ведь обычно именно там удается найти скопление голавлей, бороздящих мелководье в поисках чего-нибудь съедобного. Пробравшись сквозь лес к нижней части ямы, вижу, что активность на поверхности присутствует. Делаю заброс, начинаю проводку, и очень скоро происходит первая поклевка – есть!
Голавль клюнул совсем некрупный.
Отпускаю рыбешку, делаю повторные забросы, однако ничего не происходит. Время идет, решаю переехать на машине к другой яме, которая мне запомнилась поимкой очень крупной рыбы в феврале 2014 года, тот голавль потянул сильно за полтора кг. Летом такого поймать гораздо сложнее, но шанс есть всегда. На новой яме я решил тоже пойти сразу вниз к выходу.
Сделав первый заброс к самому мелководью, где из ямы вытекает вода, упавшая приманка вызвала «взрыв» активности: все вокруг зашевелилось, а, едва я начал проводку, сзади приманки поднялась вдогонку приличная волна. Я замер в ожидании мощной поклевки, свойственной крупным голавлям, но… Вдруг откуда-то снизу, из-под приманки, раздался характерный «чавк», подсекаю – есть!
Но вовсе не того размера попался голавль, какого я ожидал.
А на месте поднявшейся волны сразу после подсечки образовался немаленький водоворот – явно приманку преследовал здешний «монстр», но, увы, середнячок успел атаковать приманку первым.
Я постарался вывести рыбу и освободить ее максимально тихо, в надежде повторными проводками выманить тот самого гиганта на поклевку. Но… Не зря ведь он вырос до солидных размеров, такого матерого просто так не взять – если тот заподозрил неладное, договориться с настороженным крупным голавлем уже шанса нет.
Переезжаю на следующий приямок. Он не глубокий, но изобилует местами для укрытия рыбы: подмытые корни и висящие над водой кусты. Здесь я сразу ловлю мелкого голавлика.
Вслед за ним попадается рыбеха покрупней.
Этот голавль решил мне отомстить напоследок, вырвавшись из рук при отпускании и хорошенько накрыв меня брызгами.
Тут же, не сходя с места, ловлю и еще одного, чуть крупнее.
Перехожу на следующее место и ловлю очередного голавля. Размер — стандарт.
Затем в активности рыб наступила пауза. Я прошел весь приямок до самого конца, но серьезных выходов так и не увидел. Ниже по течению располагается еще один залив, который я решил быстро пробить и ехать дальше. Тут произошел необычный случай: на первой же проводке случилась поклевка некрупного голавля, я начал вываживать, но вблизи увидел, что на приманке рыб две! Один голавлик засекся передним тройником, а второй задним.
Раньше я тоже замечал, что голавли часто догоняют своего собрата, который попался на крючки, и пытаются у него из пасти отобрать «еду». Но только за всю мою практику такой рыбалки две рыбы сразу попалось впервые.
После этого поклевки вовсе прекратились. Больше особо перспективных мест здесь я не знаю, только если поехать вверх по этой реке можно попасть на хорошие ямы, но у нас иные планы, поэтому садимся в машину и по хорошей гравийной дороге едем на другую речку, протекающую в одном из соседних ущелий.
В этой реке вода более прозрачная, но водоток еще меньше – жара, лето…
Ставлю один из любимых мелких крэнков, который очень здорово срабатывает именно в жаркие летние дни – .
На одной из проводок, при забросе под нависающие ветви деревьев, приманку атакует вполне стандартный красноперый голавлик.
Аккуратно освобождаю рыбку, отпускаю обратно.
Казалось бы, иди себе по речке, находи перспективные местечки и лови таких голавликов. В общем-то, так и поступил, но потратив почти час, ни одной поклевки больше не увидел.
Время идет, жара усиливается. Нужно принимать решение: либо оставаться на этой реке, переехав ниже по ее течению на новые места, либо – ехать через перевал на одну из речек черноморского бассейна. Выбираю второй вариант – ехать на побережье Черного моря и там по одной из рек подняться вверх.
Через час мы на месте и уже едем по горному ущелью вверх вдоль реки. Вода мутновата. Но не из-за дождей, а по причине варварства, название у которого «джиппинг». Да, именно варварство! Владельцы УАЗов усаживают в свои проходимые авто туристов и катают их целенаправленно по руслу рек. Воды мало, камень в пойме мелкий, поэтому проехать на высокой машине можно везде. Но с ростом популярности этой забавы резко сократились популяции пресноводных крабов (в ряде рек они вовсе исчезли) и резко сократилось поголовье черноморской кумжи, которая во все эти реки раньше заходила массово на нерест. Что с этим делать – не знаю. Законодательство об охране водных ресурсов прямо запрещает въезд в водоохранную зону любых транспортных средств вне специально отведенных проездов и организованных бродов. Эти же «товарищи» катают визжащих от восторга девок прямо по руслу, и никто не несет ответственности, хотя штрафы за это вполне сравнимы с их прибылью за сезон! Например, по реке Пшада проложена самая настоящая трасса, по которой в день проезжает несколько сотен внедорожников! Уничтожены нерестилища, в воду постоянно попадают ГСМ, т.к. техническое состояние ездящего там автохлама далеко от идеала. А еще не так давно Пшада была рекой с массовым заходом черноморского лосося, да и форель обитала на всем протяжении реки: от истока до устья. Все это уничтожено при молчаливом согласии ответственных ведомств. При краевом руководстве эта проблема много раз поднималась, но действий никаких по борьбе с «джиппингом» не предпринимается. Видимо, туристы куда важнее природного наследства…
Проехав вверх столько, сколько это возможно, оставляем машину и продолжаем путь пешком к местам, где нет туристов и какой-либо цивилизации.
Здесь река имеет широкую долину, местами русло расходится на несколько рукавов.
На первой яме ставлю поппер и, с его помощью, ловлю нескольких не крупных белоперых голавликов.
Затем, пройдя выше, ставлю проверенный на красноперых голавлях , слегка отгруженный свинцовыми наклейками .
Здесь места более мелководны, много перекатов, поэтому подповерхностный крэнк пришелся по вкусу здешним не крупным голавликам, которые наперебой атаковали уж очень вкусно играющий воблер.
В такой активной ловле обитателей мелководных перекатов мы и не заметили, как день перешагнул далеко за полдень. Чем выше мы поднимались вверх по реке, тем уже становилось ущелье, а горы выше.
Примерно через три километра нашего пути начались невероятно красивые ямы, которые больше даже напоминают горные озера, а не реку.
Невероятный контраст, будто мы попали на совершенно другую реку!
Глубина некоторых ям под скалами очень большая! У меня был с собой свинцовый грузик «чебурашка» весом 4 г, с его помощью я решил примерно прикинуть глубину одной из ям. Судя по времени опускания на дно – около 20 секунд, глубина здесь около 8–9 м!
Я решил попытать счастье и упереться именно в эти ямы, перебирая разные приманки. Но, увы, ничего, кроме бычка, ничего поймать тут не удалось.
Через некоторое время мне удалось побеседовать с людьми, которые в этих местах часто рыбачат. Они рассказали, что там действительно глубина до 10–11 м и каждый год меняется в зависимости от силы зимних паводков. А касательно рыбы – в ямах живут очень крупные голавли, усачи и все еще встречается крупный лосось, когда заходит из моря. Но это, к сожалению, уже очень большая редкость.
Время близится к сумеркам, пора возвращаться. Мы так же шли вдоль русла, поскольку прохода по берегу в лесу фактически нет — одни непроходимые заросли колючих растений!
Переходя реку то на одну, то на другую сторону, ловя на мелководных перекатах и локальных приямках. Повсеместно клевали все такие же не крупные голавли.
Здесь я сделал упор на мелкий уокер ZipBaits Fakie Dog 50, который был очень эффективен.
В одном из мест, которое я отметил еще по пути вверх, я решил остановиться и потратить больше времени на его облов. Представляет это местечко собой локальный приямок, в котором имеется очень надежное укрытие в виде подмытых корней дерева. Само укрытие представляет собой самый настоящий грот, который служит своеобразным домом для крупного голавля. Если крупняк здесь живет, то сейчас, в предзакатный час, его поимка наиболее вероятна.
Чтобы реализовать шанс наверняка, ставлю приманку, которая, на мой взгляд, наиболее эффективна для этого места – . Эта приманка работает исключительно по поверхности, а именно поверхность воды для голавлей летом является главным источником пищи и, что важно именно здесь, Poco-Poco летит далеко – голавль близко не подпустит.
Я выбрал позицию для заброса и метнул поппер, уложив его на воду в нескольких сантиметрах от подмытых коряг. После падения выдержал двухсекундную паузу и начал проводку в стиле уокера. Едва приманка прошла метр, визуально вижу взрыв брызг на поверхности, подсекаю – есть! Это точно самый крупный голавль сегодняшней рыбалки!
Не рекордный, конечно. Весной попадаются лобастые куда крупнее, но для очень жаркого июльского дня такая рыба очень приятна!
Отпускаю бойца и, с чувством удовлетворенности, отправляемся к машине. Таким выдался долгий день с температурой воздуха выше отметки +35! Рекордных голавлей я поймать сегодня не сумел, да и не рассчитывал на это, понимая, что при жаре это случается редко. Большое удовольствие получил от самого факта рыбалки в этих живописных местах! На подобных горных речках Краснодарского края стоит побывать – природа здесь потрясающая! И не важно, какая именно это будет речка, достаточно открыть карту, выбрать любую из рек горной территории и, построив маршрут, отправиться туда. Уверяю, не пожалеете! И помните, что в реках бассейна Кубани на северном склоне Кавказа обитает красноперый голавль, а в реках, текущих на юг, в Черное море – белоперый. При желании можно оба вида поймать в один день, как мне это удалось сегодня.