«Эсто-о-онская го-о-ончая» – специально выведенная порода для охоты на раненых улиток и черепах. Забавный анекдот времен застоя. Мы снисходительно подтрунивали над микространой нашего великого советского сообщества, ласково подтрунивая над медлительно-чистоплотным народом, серьезно гордящимся наличием «военно-морского плота» и «военно-воздушного змея». Присосавшимся к энергетической (да и экономической) сиське великой державы, но велеречиво именующим себя исторически-европейским. Что же сделали с вами заокеанские «миротворцы»???
Нью-фашистские парады, осквернение памятников, антирусская пропаганда с одновременным национальным возвеличиванием... Кого??? Ужель не видите конкретной пиндосовской программы «обананивания» Европы вкупе с бывшими советскими «отделенцами»? Или 3 танка с 5-ю морскими пехотинцами, присланные добреньким дядей Сэмом, вознесут великую национальную идею эксклюзивностью сморчка на карте на небывалую высоту? Это, как говорил Сухов, вряд ли... .А вот на деле…
Я прошу прощения за несколько эмпирическо-политическое вступление в рыболовный материал, но, поверьте, наболело.
У нас с друзьями, как у Жени Лукашина («Ирония судьбы»), традиция. Каждый год на майские праздники мы совершаем вояж на пограничную с Эстонией (по руслу) реку Нарова. База «Омут» в деревне Отрадное, отдельно стоящий «элитный» домик, постоянная команда, для многих из которых этот выезд – единственный в году. Ну, соответственно, и опыт по месту огромный. Как и результаты.
Я, в отличие от друзей, на Нарове частый гость, поэтому, дабы расширить временные рамки лова, приезжаю чуть пораньше официального заезда и полдня провожу рекогносцировку на воде, дабы сотоварищи меньше времени тратили на подбор приманок и горизонтов стоянки хищника.
Как я люблю весеннюю Нарову!!! Уже на подъезде на душу накатывает волна, подступая к горлу… Толкающая на «быстро-быстро» снарядить «Казанку», и вперед… Не тут-то было.
Ушатом воды, вылитым на голову, меня огорошило сообщение базмена о том, выход на воду закрыт! Как так? Вода открыта погранцами с апреля??!!
А это для местных! Для постояльцев базы, поскольку разграничительные буи по фарватеру не поставлены, только с берега!
Короче, грустно разобрав спиннинг, я решил половить с причала базы, памятуя, что и судака, и окуня я с него имел счастье добывать.
Перебирая приманки, в основном воблерного типа, имею грустный вид. Даже потычки за 2 часа ловли не видел. Переоснащаюсь. Убираю и достаю . Вешаю оранжевого цвета твистер от и на второй проводке – бам! Сильная потяжка – думал, щука – только идет неправильно, легко. Оказалось окунь и хороший. Взвесил – 640 г. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. И тут подъехали мои «мулаты».
Естественно, информация о трудностях выхода с базы им не понравилась. Подняли шум… Ну, созвонившись со всеми верхними и нижними, порешили, что завтра на воду выпустят, но только по приезду и суровому инструктажу представителя береговой охраны. Без буёв. Нам-то, что с буями, что без них – фарватер – разграничение с завязанными глазами…
С тоской поглядев на снующие туда-сюда местные катерки, поехали в коттедж. Он стоит за километр от базы. Один. Что нас и устраивает.
Разместившись и поджидая последних, ребята пошли ловить на сходни домика на удочку. Вода еще холодная (5–5,5 градусов) – на меляки хищник еще не выходит, а плотва, подъязок – как раз нерестятся или готовятся.
Вечер прошел классно. Со многими давно не виделся, разговоры и прожекты текли рекой. Под шашлычок. Все ждали утра и дальнейшего развития событий.
К восьми (официальное время выхода) мы уже были на базе. Но ждать пограничного ментора нам пришлось еще часа полтора. Посему, снарядив плавсредства, мы начали с пирса тестировать возможности. А окунь присутствовал, но по холодной воде был очень избирателен. Пока я не поставил двухдюймовую . Вообще , благодаря уникальности многоцветовых симбиозов, частенько оказывается палочкой-выручалочкой при полном игнорировании рыбой конкретно-козырных цветов. Вот тут я немного поотрывался, хотя ни о каких раздачах окуня, к коим мы привыкли на Ладоге, и говорить не приходиться. Вымучивание с точным подбором угла подачи и веса джига. Но окунь хорош! Это как раз настоящий ОКУНЬ, а не полупрозрачный полосатик, напоминающий узников фашистских гетто времен Великой Отечественной.
Но вот прибыл представитель власти, и мы собрались на инструктаж.
Для начала пугалки – эстонская граница теперь оснащена фото-видео съемкой с прочей системой тепловизоров и т.п. (от кого?!).
Даже пересечение, вихляющей от того к другому берегу, линии фарватера на ходу карается сурово. Бред какой-то. Я лет 7–10 назад у базы напротив эстонской таможни (место козырное) плавал рядом с эстонскими ребятами, попутно делясь наблюдениями. Причем без тени недовольства ни с той, ни с другой стороны. Что же случилось, если заловившись, на якоре тебя снесет метров на 20 к тому берегу?.. А подойдет полувоенный пограничный катер и багром пришвартует к эстонскому пирсу и… Полгодика можно посидеть в эсто-о-онской тюрьме!!! Вот и рыбалочка.
Посему в неразграниченно-буёвый период нам разрешили выйти на воду только вдоль деревни и ни метром дальше. Причем даже приближаться к линии соприкосновения (тьфу, как в Украине) даже думать не моги... Короче, кастрировали нас по передвижению, как хряка в вышеуказанной стране. Хотя местным, похоже, было на это наплевать, судя по их хаотическим траекториям ловли. Ну, а нам куда деваться?
И все бы ничего, но как у Толкиена, нормально-полноценно провести приманку, мешали постоянно снующие туда-сюда «тролли» со многометровым роспуском 3–4 спиннингов. Но щуки (по местной информации) сейчас нет. Она только отнерестилась и «отдыхает», не перемещаясь к местам постоянных стоянок . Да и правильно. Если плотва нерестится – ее никто кушать не должен. У природы все рационально.
Поскольку наличие хищника у ближайшего свала было уже продемонстрировано, я стал утюжить практически весь периметр вдоль деревни. Однако наткнулся на то, что где на дне присутствовали камешки, окунь был. Единично-парный, но был. А вот где течение затихало или дно заилено – гробовое молчание. Ну, ограниченность по периметру и жесткий прессинг – нам не внове, чай не первый год в спорте. А результат, скорее, принесен в жертву интересу по вариантам разнообразить свое меню пользуемых приманок, понять нюансы проводок. Но, потратив львиную долю времени на «воблероманию» и получив «зеро» в итоге, снова ушел в изученные мною донельзя, джиговые веси. Но, найдя несколько точек с окунем, стал перебирать и джиговый арсенал. Но двухдюймовой Аваруне на прибрежных свалах никто конкуренцию противопоставить не мог. Поэтому закончил я день пораньше и предался всем изыскам антимегаполисного отдыха. Шашлык, по степени гастрономической значимости, уже уступил пальму первенства фантастической ухе и не менее слюногонному копченому окуню. Отслаиваешь шкурку, а с блестящего мяса еще идет парок. Движение пальцами и услужливо-послойно разваливается от костей та-акая вкуснотища!! Так нагрузился, что передвигаться уже хотелось только до кровати.
Второй день ловли ознаменовался шикарным солнечным утром. Поняв, что «первосвальный» окунь уже малоинтересен, да и мест, где он есть (был) раз-два и обчелся, стал искать его на пересечении-ослаблении струй и глубин. Вот здесь «звездно-полосатый» поставил меня в некоторый тупик.
Видимо, действительно, в отсутствии главной зубастой хозяйки Наровы, он закрепился на ее кормных местах. Но одиночный. Но достойный. По размеру до 800 г. И тут я стал перебирать боеприпасы. Причем, не останавливаясь на типаже или цвете. По конкретным точкам.
Вскоре нашла зверская тучка и мы спрятались в домике, заодно посмотрев ужасающе-жалкую ничью «Зенита». Ну, и пообедали. После ухода дождя вышли на воду, но, как говорится, без аппетита, и кроме пары полосатиков граммов по 300 ничем похвастаться не смогли. Впрочем, для копчения, может, даже лучше, а то фарватерных «монстров» в коптилку более четырех не помещалось.
Вечер снова был на высоте. Еще так недельку и целлюлит маячил зловещей перспективой на горизонте. Зато спа-алось!!!
Последние полдня уже просто пробивали-закрепляли пройденное, добивая остатки окуня. Уже без особого энтузиазма. Хм... В резервации, да еще и на одной из лучших щучьих рек, мне было уже не так интересно. А напарник вообще мирно похрапывал на носу лодки.
Подытоживая, скажу, рыбалка была спорная, хотя и перенацеливаемость иногда помогает в развитии, но столь ужасающее обрезание зоны (еще бы километр – хоть язя хорошего, а он здесь до 3 кг, половили) могло быть и получше. А первомайский отдых получился замечательным...
Так что, прощай, Нарова. Но ненадолго. И не надейся!