Разделы

Ещё
Блоги
19 января 2018 г. В Тайге перед ледоставом. Часть 2
22 декабря 2017 г. Летняя Волга. День второй. Окуни атакуют!
16 ноября 2017 г. Летняя Волга. Первая разведка
10 ноября 2017 г. В Тайге перед ледоставом. Часть 1
20 января 2017 г. «Умирающий твичинг» для зимней щуки

Тихий вечер. Ветра нет, над рекой поднялся лёгкий туман, принёсший к нашему палаточному лагерю влажную свежесть.

Вадим с Денисом, имея негативный опыт порчи аппаратуры во влажных условиях, предусмотрительно запасшиеся герметичными сумками, прячут камеры. В этот вечер меня посетило нечто вроде ностальгического ощущения: год назад примерно в этих же местах мы видели такой же туман и ощущали похожие таёжные запахи, вслушиваясь в шум реки. Это непередаваемое ощущение, которое можно лишь испытать, оказавшись только там.

Утро нового дня. Садимся в лодку и плывём вверх по реке километров за сорок от лагеря. Каждый день мы решили разбить на две части: с утра и до трёх часов дня мы ловим ленка с берега, а к вечеру начинаем сплав. Именно в это время происходит резкая активизация тайменя, повышающая шанс на поимку желанной крупной особи. В моём активе уже есть таймень на 10 кг, у Ивашкова – на 11 кг. Рыбы большие, сильные и очень красивые, но останавливаться на достигнутом размере совсем не хочется. Ни мне, ни Ивашкову.

Ну а пока – вездесущий ленок. Правда, вездесущим ленка можно называть только в этих мало посещаемых местах. Знакомые рыболовы говорят, что в радиусе 300 км от Хабаровска даже ленок стал редким – не говоря уж о таймене. Однако и в этих далёких от цивилизации рыбных местах не всегда ловится как на «чёрных камнях». Сегодня светит солнце и нет ветра. Видимо, это стало причиной невероятно низкой активности ленка: в прозрачной воде мы наблюдаем целые стаи этих рыб, которые почти не реагируют на наши приманки.

Я предлагал ленкам воблеры различных форм и размеров – толку никакого. Ивашков решил попробовать вертушки размером #0 – #1, и дело сдвинулось: ленки и хариусы стали периодически атаковать вращалки.

В процессе ловли прослеживалась явная тенденция на усиление активности: перемещаясь по протоке от места к месту, поклёвки становились более частыми и мощными. Сегодня я взял с собой ультралайт — Megabass Shoreluck SLL68ULT, оснащённый моей любимой форелевой катушкой Daiwa Exist’15 2003F-H с монолеской Daiwa Presso Durabra 4Lb. Этот комплект, которым я обычно ловлю ручьевую и голавля на речках у себя в крае, идеален для качественной ловли мелкими вертушками. Использовал я блёсны серии от в самых мелких размерах: #0 и #00.

Признаться, это оказался самый эффективный способ ловли капризной рыбы в этой протоке: поклёвки происходили почти на каждой проводке, попадались и хариусы, и ленки разного размера.

В три часа дня, как и планировали, выходим на основную реку и начинаем сплав. Я поставил приманку, в которую теперь верю больше, чем в любую другую – это Pontoon21 Cablista 125SP-MSR. А Ивашков, видимо проводя аналогию с пойманным большим тайменем на мелкую вертушку, решил ловить блесной.

Довольно быстро мой воблер подвергся атаке – это приличный ленок.

За ним попался и второй.

Алексей, глядя на это, попросил дать ему какой-нибудь эффективный воблер, но не такой же, как у меня. Открываю коробку и без раздумий достаю . Этот минноу по всем характеристикам отлично подходит для условий сплава, к тому же Ивашков им уже ловил. В одном из мест мы пристали к берегу и решили более тщательно обловить плёс под обрывом сопки. Лёша сразу сумел соблазнить отличного ленка, которого поймал вприглядку у самого берега.

Продолжаем сплав. Здесь, в диких условиях, приманки, даже если их очень большой запас, ценятся особенно. По какой-то неведомой причине каждый из нас всеми силами старается избежать потерь, поэтому при зацепах мы сражались за спасение каждого воблера.

Но, увы, получалось это далеко не каждый раз.

День, на который мы возлагали массу надежд, пролетел как мгновение. Ленков мы поймали немало, но вот тайменей стоящего размера – ни одного. Как и у любой рыбы, активность тайменя, особенно крупного, зависит от целой массы факторов, из которых лишь малую часть нам удаётся проследить и понять.

Утро нового и последнего дня нашего нахождения в тайге. Светит яркое солнце, на небе лишь одинокие редкие тучки. Грузим снасти и оборудование в лодку и отплываем вверх.

День планируем по обычному распорядку: до трёх часов дня ленок, а после – сплав. Сегодняшняя активность ленка нас очень порадовала: с каждого места мы ловили по 3-6 рыб.

Неожиданно в фавориты при ловле ленка вырвался воблер , который я поставил просто попробовать.

Ленки атаковали его гораздо чаще, чем любые из предлагаемых нами приманок. Чтобы добиться поклёвки, вовсе не обязательно было вести приманку рывками, а достаточно забросить её к центру русла и удерживать на снос.

Darter Jr.обладает активной собственной игрой, потому отлично работает в таком режиме ловли.

Впрочем, нужно пробовать различные варианты проводок, и всегда полезно подбирать разные приманки. В этот раз отличным дополнением стал , который я проводил в типично форелевом варианте твичинга.

Ловля ленка, безусловно, очень интересна. Мне, как большому поклоннику форелевой ловли (исключительно дикой рыбы в реках с сильным течением), такая рыбалка пришлась по душе. Особенно радует средний размер ленка – более килограмма! Отдельные особи и вовсе дотягивают до трёх!

А внешне, да и повадками, эта рыба весьма схожа с привычной ручьевой форелью. Однако, кроме ленка, в сферу нашего интереса здесь входит и его более крупный собрат – таймень. В назначенный час начинаем сплав в надежде на поимку крупной рыбы.

Все, кто имеет хоть какой-то опыт ловли тайменя, утверждают, что его активность волнообразна: сегодня нет ни единой поклёвки, а завтра – клёв, как из пулемёта. Ох, как же это знакомо… Пожалуй, ничто не объединяет повадки всех хищных рыб, как эта особенность. Лично мне в некоторых условиях удалось определить хоть какие-то привязки, относительно которых можно спрогнозировать, будет клёв или нет. Например, зимние лиманы приазовья всегда работают по щуке исключительно при ветрах южного направления, в то время, как при северных поймать что-либо крайне трудно – можно даже не ехать на рыбалку. К чему привязывается таймень – нам пока не понятно. Да и никто из опытных таймешатников пока не предложил своих версий. Потому остаётся одно – забрасывать и верить, что он клюнет. Забегая вперёд скажу, что сегодня всё удалось. Но! Почему?! Погода точно такая же как и вчера, даже без малейшего изменения. Видимо, это и есть тот случай, когда мы попали на всплеск непредсказуемой активности. Справедливо замечу, что это бывает в любых условиях и с любой рыбой.

Начинаем сплав. Ивашков, веря в «железо», решил продолжить ловлю вертушками. А я, убеждённый в правильности выбора крупного воблера минниу, и сегодня сделал ставку на .

Начинаем сплав в намеченное время. Первое перспективное место, которое нам предстояло пройти – это длинный (250-300 м) и глубокий плёс под высоким берегом одной из сопок. Место довольно широкое, чтобы эффективно его обловить, мы прижались к более мелководной левой части плёса, чтобы совершать дальние забросы в правую. На центре глубина около трёх метров, от обрывистого берега уходит резкий свал, усыпанный большими валунами. Мне дальним забросом удавалось укладывать воблер под самый берег, который решил проводить в ускоренном темпе для более эффективного облова обширного пространства, чередуя рывковую проводку с быстрыми протяжками.

Обычно сплав выглядит как нечто монотонное: лодка сплавляется по течению, а твоя задача — делать максимально большое количество забросов, не упуская перспективных мест. Это именно тот случай, когда количество (забросов) может перерасти в качество. Поэтому всегда в самом начале сплава настраиваешься внутренне на эту монотонность, не ожидая, что почти сразу может клюнуть что-то стоящее… Однако, к этому нужно быть готовым всегда: в конце плёса делаю очередной дальний заброс, начинаю проводку и, когда приманка была уже в десятке метров от лодки, случается мощный удар! Подсечка – тяжесть! Всматриваюсь в воду и вижу, как в толще выворачивается огромный бок тайменя… Кричу: «Есть!!! Есть!!! Есть!!!», а сам, будто в состоянии аффекта, не могу поверить собственным же ощущениям…

Сергей заводит мотор, даёт всем команду: «Присядьте», и аккуратно, медленно ведёт лодку к косе, которая начинается сразу на выходе из плёса. Рыбина же, почуяв неладное, с ускорением рванула обратно в плёс против мощного течения, вымотав с фрикциона около сорока (!!!) метров шнура! В своей снасти я уверен, потому не переживаю за целостность шнура. Да и крючки я поставил более мощные: вместо родных .

Когда таймень вышел на мелководный перекат, тут по-настоящему включилось в работу моё удилище, которому то и дело приходилось парировать рывки большой рыбы.

В момент, когда таймень ощутил мелководье, предпринял несколько мощных попыток уйти в глубину и даже выпрыгнул из воды!

Впрочем, эта прыть его утомила окончательно и, подведя рыбу к себе, фиксирую поимку!

Это точно самый крупный мой таймень на данный момент!

Вес рыбы – ровно 15 килограммов!

На жировом плавнике имеются отметки – эта рыба уже была ловлена до меня. Радует, что таймень был отпущен. Я, конечно же, в свою очередь, обязан вернуть обитателя реке и делаю это с таким же удовольствием, какое получил от его поимки!

Здесь сказать уже нечего… Моё сознание «зависло», теперь нужно время, чтобы отойти и прийти в чувства.

Я знаю, что кто-то скажет: «Подумаешь, таймень… Всего 15 кг…» Но, знаете, я действительно искренне делюсь собственными эмоциями и ощущениями. Ведь живу за многие тысячи километров от ближайших таёжных рек, населённых тайменем, потому всё это для меня столь эмоционально. Быть может, через годы, перечитывая этот рассказ, я буду смеяться сам же над собой, к тому моменту имея в активе тайменей 25…30 кг. Однако каждому моменту – своё время. Когда-то и трёхкилограммовая щука мне казалась серьёзным трофеем, теперь же – стандарт и не более.

Немного переведя дух, продолжаем сплав. Вадим Грушко, сняв такой захватывающий сюжет, решил, что работа выполнена и сменил камеру на спиннинг. У меня же этот таймень вызвал чувство выполненной миссии, теперь я не горел таким же желанием изловить крупную рыбу, как ещё полчаса назад. Но времени до сумерек ещё очень много, поэтому продолжаем ловить.

Во время сплава чаще всего, всё же, попадаются ленки. Но, в силу применения крупных приманок, средний размер ленков тоже не мал. Порой, отдельные особи после поклёвки заставляют подумать, что на крючке некрупный таймень.

Очередного тайменя, правда, совсем небольшого, поймал Ивашков на блесну .

Этот малыш клюнул под заломом – по-классике.

Затем он заменил блесну на воблер , и с очередного приямка зацепил таймешка покрупнее, для вываживания которого попросил Сергея пристать к берегу.

Вслед за таймешком с очередного плёса Ивашков поймал достойного ленка.

Вадим попросил какую-нибудь колебалку. Я дал ему из своей коробке блесну . С первого же заброса он поймал мелкого таймешка.

За ним — ленка.

Разошёлся наш режиссёр! Решил отыграться за все дни, которые наблюдал за рыбалкой лишь через глазок видоискателя камеры.

Уже на очередном плёсе его блесну атаковал таймень крупнее среднего.

Вадим обычно остаётся за кадром всех наших съёмок, но сейчас это тот редкий случай, когда он в фокусе объектива.

Вес его рыбы почти 7 кг.

Здорово, что Вадим поймал этого тайменя. Мы очень много путешествуем и ловим разных рыб. В каждой поездке он старается в свободное от съёмок время поймать новую для себя рыбу. В этой поездке на Дальний Восток Вадиму удалось пополнить список новых видов сразу тремя рыбами: змееголов, ленок, а теперь и таймень.

Солнце уже «упало» за лес, скоро наступят сумерки. Я решил потихоньку начать сбор снастей. Ивашков не упускает последних возможностей, продолжая ловлю. Он чередует вертушки и воблеры. На очередном плёсе, забросив небольшую вертушку Indi-Rah #3, её атаковал таймень.

Высаживаемся на берег, где Алексей аккуратно и не спеша выводит рыбу на мелководье – есть!

Всё, это точно финиш! Жирная точка долгого дня и всей поездки! Даже комментировать ничего не стану, фото отлично передаёт наш восторг!

Прошлогодний визит в эти места произвёл на меня огромное впечатление, думал, что лучше и быть не может. Но, как оказалось, Сихотэ-Алинь тогда поскромничал и выдал весь скрытый потенциал изобилия нам сейчас. Теперь я влюблён в эту горную цепь не меньше, чем в родной Кавказ. Конечно, здесь нет таких высоких пиков и заснеженных вершин, но есть своя прелесть. Почувствовать её можно только оказавшись здесь однажды.

До новых встреч, Сихотэ-Алинь! Я вернусь!